Т 2. Учёт в лесничествах

2.1 Учёт денежных средств

2.2 Учёт основных средств

2.3 Учёт материальных ресурсов

2.4 Учёт труда и заработной платы

2.5 Учёт производственной деятельности

2.6 Учёт лесопродукции в лесничестве

2.7 Инвентаризация в лесничестве

2.8 Отчётность лесничества

-=1=-

Порядок получения, использования, хранения и возврата денежных средств определён Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением правления национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2011 г. N 107.

Денежные операции в лесничестве оформляет бухгалтер, а осуществляет – разъездной кассир или лесничий. Лесничий несёт полную материальную ответственность за денежные средства. Лесничество получает денежные средства от лесхоза на выплату заработной платы, на хозяйственные и канцелярские нужды, а также приходует у себя выручку от местного населения и платежи за пользованием транспортом лесхоза. Приём наличных денег оформляется приходным кассовым ордером и квитанцией к нему. Приходный кассовый ордер выписывается в конце дня на общую сумму за день, расход денежных средств оформляется расчётно-платёжными ведомостями, депонентскими карточками, товарными чеками, расходными кассовыми ордерами, квитанции на оплату семян, принятых от населения. Деньги в лесничестве хранятся в несгораемом шкафу. Для хранения наличных денег в лесничестве установлены следующие сроки: на заработную плату - 3 дня, авансовые расходы лесничества – 15 дней, средства от реализации – в пределах сроков, установленных лесхозом. Все денежные операции отражаются в кассовой книге, итоги по которой подсчитываются ежедневно. Кассовая книга в лесничестве составляется без указаний корреспондирующих счетов.

Денежные средства, которые получает лесничий на различные нужды (например, для заготовки семян, на приобретение материалов для лесного хозяйства, для приобретения кормов для скота и т.д.), учитываются как подотчётные суммы и в качестве расхода по кассе лесничества не оформляются. Эти деньги попадают на 71 счёт. По израсходованным средствам лесничий отчитывается перед бухгалтерией лесхоза, затем эти деньги списывают с 71 счёта в дебеты счетов по назначению и в кассовом отчёте лесничества не отражают. Лесничество 2 раза в месяц составляет авансовый отчёт с приложением оправдательных документов, на основании которых в лесхозе ведётся сводный учёт по счёту 50 и ж/о № 1.

-=2=-

В лесничестве в инвентарном списке согласно с классификацией ОС по видам, группам и подгруппам учитывают:

- здания (контора лесничества, здание шишкосушилки, семеносушилок, амбара для хранения семян, помещение для стратификации семян, здание лесных питомников и т.д.)

- сооружения (пожарные вышки, наблюдательные мачты,

- передаточные устройства (телеграф, телефон и др связь)

- машины и оборудование

- транспортные средства (автомашины, автоприцепы, тележки, средства гужевого транспорта)

- инструмент (электродрели, тиски, слесарный)

- производственный инвентарь и принадлежности (плуги, бороны, культиваторы, мотыги)

- хозяйственный инвентарь (вёдра, сейфы, столы, стулья, шкафы)

- рабочий и продуктивный скот (пчёлы)

- многолетний насаждения (плодоносящие деревья и кустарники)

- капитальные затраты по улучшению земель (затраты по очистке водоёмов, раскорчёвка площадей под посадку и под пашню)

- прочие (библиотечные фонды)

В инвентарном списке указывается наименование лесхоза, лесничества, классификационная группа, номер инвентарной карточки, дата поступления, инвентарный номер, полное наименование объекта и его первоначальная стоимость. Инвентарные описи в одном экземпляре передаются лесничеству, и в них указывается: инвентарный номер, наименование объекта, год приобретения, количество, краткая характеристика, стоимость и отметка о выбытии. Все данные заполняются аккуратно и точно. Описи подписывает комиссия и материально-ответственное лицо, которому переданы ценности на хранение.

Первичными документами по учёту ОС являются:

- акт приёмки-передачи ОС (ОС-1),

- акт ликвидации ОС (ОС-4),

- накладная на внутреннее перемещение (ОС-6),

- акт приёмки-сдачи отремонтированных ОС (ОС-3).

На основании этих документах делаются записи о движении основных средств в инвентарных списках и в отчёте лесничества о движении основных средств и ж/о по счёте 01, 02. Виды оценки – первоначальная, остаточная, восстановительная и порядок начисления амортизации. По основным средствам лесохозяйственной деятельности (по конторам лесничеств, по вышкам, по шишкосушилкам, по зданиям лесных питомников, по лесохозяйственной технике и по транспортным средствам лесной охраны) амортизация не начисляется, 1 раз в конце года по ним начисляется износ по нормам на полное восстановление, капитальный ремонт производится за счёт бюджетных средств.

-=3=-

В лесном хозяйстве материалы классифицируют в соответствии с рабочим планом счетов, экономическим содержанием и местом производства. В учёте важна оценка материалов. Лесхозы покупают материалы по оптовым ценам и оплачивают транспортно заготовительные затраты (что составляет фактическую себестоимость материалов). По фактической себестоимости материалы учитываются на бухгалтерских счетах, по твёрдым учётным ценам – в период между составлением отчётности.

За рациональное расходование и сохранность материалов в лесничестве отвечает лесничий. Он передаёт под отчёт материалы, инвентарь лесникам и другим работникам. Лесничества могут получать материалы:

1) с центрального склада лесхоза

2) от поставщиков

3) путём собственной заготовки

Материалы выдаются мастерам леса, лесникам по требованию, подписанному лесничим и бухгалтером. Передача материалов из лесничеств в другие подразделения лесхоза оформляется накладной на внутреннее перемещение, которая подписывается директором и главным бухгалтером лесхоза. Документы на перемещение материалов внутри лесничества (передача от одного м/о лица другому) в лесхоз не сдаются. Поступление и оприходование материалов в кладовую лесничества оформляется следующими документами:

1) При получении со склада лесхоза и поступлении от других организаций – Накладная на отпуск материалов на сторону.

2) При заготовке зерна и семян хозяйственным способом и при поступлении материалов собственной заготовки - Наряд-акт.

3) При завозе собственным или наёмным транспортом – ТТН 1.

4) При поступлении материалов без документов поставщика - Акт о приёмке материалов. Акт составляется и при отклонении по количеству и качеству принятых материалов с участием представителя поставщика. При его отсутствии – с участием представителя незаинтересованной организации.

5) При закупке у населения лесосеменного сырья, семян и сельхоз сырья - Ведомость на закупку сельскохозяйственных продуктов у населения.

Расход материалов в лесничестве оформляют:

- нарядами-актами при проведении лесохозяйственных мероприятий, при переработке шишек на семена, а также расход материалов на текущий ремонт или строительство.

- накладной на отпуск материалов на сторону при передаче материалов на склад лесхоза, другим лесничествам или другим организациям.

- ТТН 1 в 4 экземплярах – при отпуске материалов и отправке их автотранспортом.

- Акт на списание материалов и инвентаря - при списании от порчи, при хищении и стихийных бедствиях.

- Ведомость учёта ГСМ – при отпуске горючего для автомашин и тракторов.

Все документы на оприходование материалов составляются в присутствии лесничего или его помощника. Все материальные ценности должны быть обязательно взвешены или измерены. Во всех материальных документах необходимо правильно давать наименование материала, указывать единицу измерения, размер, сорт.

Сводный учёт материалов в лесничестве ведётся в «Книге учёта лесопродукции и материалов» по цене и количеству в целом для лесничества и только по количеству для материально ответственных лиц. По каждому виду материалов в этой книге выделяется отдельная страница с указание номера счёта, сорта, размера, количества и единицы измерения. Для лесных семян и посадочного материала в книге выделяют отдельную страницу на каждую породу с подразделением по сортам, которые устанавливаются по сертификатам. Изменение сортности должно быть отражено в книге. Записи в книгу производят на основании приходно-расходных документов. Итоги по счетам подводят ежемесячно, а также при смене лесничего. В конце месяца перед составлением отчёта по данным нарядов, актов на переработку, других документов, а также книги учёта лесопродукции и материалов составляют группировочную ведомость по приходу и расходу материалов. Назначение этой ведомости - распределить материалы для отнесения на производственные счета (20, 23, 25, 29). Это необходимо для сводного учёта материалов в лесхозе по материальным счетам и материально ответственным лицам, а также для списания стоимости материалов на производство продукции в процессе формирования статей затрат. Лесничий должен в конце месяца составить отчёт с приложением всех приходно-расходных документов.

-=4=-

Учёт личного состава в лесхозе ведёт отдел кадров или уполномоченное лицо. Лесничества учёт личного состава не ведут.

Учёт использования рабочего времени ведётся в табелях. Лесничие, их помощники, мастера по окончании месяца сдают табеля использования рабочего времени в бухгалтерию, которая составляет сводный табель по лесничеству. Расчёты с рабочими и служащими осуществляются по мере поступления первичных документов и их проверки бухгалтером лесничества. Заработную плату выдают не реже 2х раз в месяц в сроки, установленные коллективным договором. Расчётную ведомость по начислению заработной платы в лесничестве составляют в двух экземплярах: 1й экземпляр ведомости вместе с отчётом и первичными документами представляется в лесхоз, 2й остаётся в лесничестве. Выплату заработной платы производят по платёжным ведомостям, которые составляются на основании расчётной ведомости. Для выплаты заработной платы лесничество должно представить в лесхоз платёжные ведомости, которые там регистрируют в специальном журнале. В правом верхнем углу ведомости должны быть визы директора лесхоза или его заместителя (главный лесничий, главный инженер) и главного бухгалтера на право выплаты заработной платы. Без разрешающей визы платёжная ведомость не действительна. Затем лесничий на разрешённую к выплате сумму заработной платы получает деньги из кассы лесхоза или с текущего счёта, если лесхоз открыл лесничеству текущий счёт.

Схема документооборота по начислению заработной платы а лесничестве представлена в приложении В

-=5=-

Учёт производственных затрат и калькулирование себестоимости продукции всех производств ведут в лесхозе. Начинается учёт в лесничестве, там где осуществляется производственный процесс. Важнейшей задачей бухгалтера лесничества является правильное оформление работ, распределение затрат по видам деятельности. Каждый вид деятельности (например, промышленная, сельскохозяйственная, строительство) имеет свои источники финансирования и свою отчётность.

Сводный учёт затрат по лесному хозяйству ведётся по 20-м счёту, субсчёт «операционные расходы по лесному хозяйству» по данным отчётов лесничеств нарастающим итогом за год. По лесному хозяйству определены 3 источника финансирования затрат:

1) Выручка от реализации бюджетной лесопродукции, оплата услуг для хозрасчётной деятельности и на сторону, поступления от работ по полезащитному лесоразведению

2) Часть прибыли хозрасчётной деятельности, направляемая на финансирование операционных расходов

3) Финансирование из республиканского бюджета

По промышленной деятельности (по хозрасчёту) затраты учитываются по счёту 20 «Основное производство» по следующим субсчетам:

1 – лесозаготовки

2 - лесопиление

3 – переработка древесины

4 – переработка отходов древесины

5 – подсочка леса.

Формирование затрат по статьям себестоимости начинается в лесничестве на основании первичных документов по учёту выработки, по начислениям заработной платы, по расходу материалов, горючего, электроэнергии и других затрат. Группировка затрат по счетам производственных затрат осуществляется уже на стадии составления отчёта лесничества. В лесхозе формируются комплексные статьи, такие как расходы на подготовку и освоение производства, общепроизводственные и общехозяйственные, а также сводятся данные по всем лесничествам и подразделениям лесхоза в журнал ордер по учёту затрат на производство. По данным журнала ордера № 5 составляется ежеквартально калькуляция себестоимости продукции.
Кроме основного выделяются вспомогательные и обслуживающие производства и хозяйства.

Лесничества могут иметь гужевой, разъездной и рабочий транспорт, автотранспорт, трактора и другие машины и оборудование. Затраты по содержанию гужевого транспорта состоят из стоимости фуража, содержания/ремонта помещений, упряжи и повозок, стоимости ковки и лечения животных. Наличие гужевого транспорта и его использование лесничеством отражается в Журнале работ гужевого транспорта.

Для учёта работы грузового автотранспорта и тракторов в лесничестве ведутся карточки учёта работы грузового автомобиля (трактора). Записи в карточку делаются на основании путевых листов.

Учёт затрат по подсобному сельскому хозяйству и побочному пользованию, а также по другим обслуживающим хозяйствам ведётся на счёте 29 «Обслуживающие производства» на отдельных субсчетах.

По подсобному сельскому хозяйству учёт ведётся раздельно по растениеводству, животноводству, садоводству с выделением затрат по группам и видам культур, животных и насаждений.

Все документы составляются и сдаются в бухгалтерию в день производства работ.

-=6=-

Важным участком в работе любого структурного подразделения лесхоза – лесничества - является учет лесопродукции, который решает задачи своевременного и полного оприходования, выхода лесопродукции, документального оформления и учета движения лесопродукции на всех этапах от лесосеки до реализации потребителям, обеспечения сохранности лесопродукции у материально ответственных лиц на всех складах, получения данных об остатках лесопродукции на всех этапах ее движения, контроля за использованием лесопродукции на собственные нужды и для переработки на основе действующих норм расхода, оформления операций по отгрузке, реализации лесопродукции, качественного проведения инвентаризаций и ревизий обходов.

В современных условиях заготовка древесины на лесосеках главного пользования представляет собой комплексно-механизированный процесс, который включает фазы лесосечных работ, транспортировки и разделки древесины. Заготовка древесины в хлыстах значительно увеличивает долю работ транспортного цеха. В зависимости от организации труда приемку древесины производят на различных стадиях заготовки. От комплексных бригад древесину принимают по конечной фазе.

Наряду с рубками главного пользования лесничества получают лесопродукцию от рубок ухода за лесом.

В любом случае важнейшим моментом учета лесопродукции является своевременное и правильное документальное оформление выхода лесопродукции, ее трелевки, транспортировки, разделки, переработки и реализации.

Учет заготовки и трелевки лесопродукции. До начала работ мастер составляет в одном экземпляре акт-наряд на производство работ, в котором указывает задание, норму выработки и расценку.

При приемке заготовленных хлыстов или сортиментов мастер обязан обмерить каждый хлыст или сортимент, по соответствующей таблице определить его объем в м3 и произвести маркировку несмываемым мелком или краской (на торце хлыста – объем, на верхнем отрезе сортимента – назначение, сорт, толщину). Единицей учета и измерения для деловых сортиментов являются плотные м3, для дров разделанных, хвороста – складочные м3.

Во всех первичных документах по приходу и расходу лесопродукции на основании маркировки указывают: по деловой древесине – сортимент, главную породу или группу пород, сорт, размеры (длина, диаметр) и объем с точностью до 0,01 плотных м3, по дровам – группу пород и объем в складочных м3 (с точностью до 0,1). Объем в плотной мере определяют по данным обмера длины и толщины бревна в верхнем отрезе по таблице объема круглых лесоматериалов. Складочный объем определяют путем перемножения длины, ширины и высоты штабеля.

В конце рабочего дня (смены) мастер, приняв от рабочих заготовленную лесопродукцию, составляет акт приемки-сдачи лесопродукции. При бригадной организации труда запись принятой продукции делают на бригаду, при звеньевой – на звено, при индивидуальной – на каждого рабочего. Один экземпляр акта приемки-сдачи лесопродукции передается исполнителю.

После окончания заготовки на делянке (участке) или при наступлении срока начисления заработной платы на основании акта приемки-сдачи лесопродукции работ мастер указывает в акте-наряде фактический объем выполненного задания. Эти данные проверяет бригадир, подписывает акт-наряд и сдает мастеру вместе с первым экземпляром акта приемки-сдачи лесопродукции.

Аналогично оформляют первичные документы на трелевку лесопродукции, в этом случае в нарядах-актах и актах приемки-сдачи лесопродукции делается пометка «трелевка».

При заготовке и трелевке комплексными бригадами, где норма выработки и расценка даны на конечную фазу работ, указывают: Комплексная заготовка с конечной фазой – трелевка. Такой порядок оформления документации распространяется на все виды рубок (главного пользования, ухода и санитарных).

Учет движения лесопродукции от заготовки до реализации или расхода производят по диаметру или объему, установленным при маркировке. При этом используют коэффициенты перевода складочных м3 в плотные, установленные для приема заготовленной лесопродукции.

Учет вывозки лесопродукции. Мастер при отправке лесопродукции на конечные склады выписывает товарно-транспортную накладную, а при транспортировке в пределах лесхоза – ярлык на вывозку.

Товарно-транспортная накладная при использовании собственного транспорта выписывается в трех, а наемного – в четырех экземплярах. Водителю собственного транспорта выдают два экземпляра накладной. Первый он сдает работнику нижнего склада, принявшему лесопродукцию, второй прикладывает к путевому листу, третий экземпляр остается у мастера. При использовании наемного транспорта первый экземпляр накладной остается у отправителя лесопродукции, второй – у получателя, третий и четвертый выдают водителю. При вывозке лесопродукции во двор потребителя выписывают независимо от принадлежности транспорта товарно-транспортную накладную с указанием в ней сортимента, породы, сорта, длины, диаметра, числа штук и объема.

Мастер, отправивший лесопродукцию, обязан в установленный лесхозом срок сверить отправленную и поступившую на конечный склад или двор потребителя лесопродукцию, составить реестр товарно-транспортных накладных или ярлыков за подписями отправителя и получателя и оформить акт сдачи лесопродукции. Реестр составляют в трех экземплярах. Первый экземпляр остается на складе поступления лесопродукции, второй вручают отправителю, третий вместе с отчетом сдают в лесхоз. В реестре указывают сортимент, породу, сорт и кубатуру (при сдаче потребителям указывается и диаметр), а при вывозке хлыстов – породу и кубатуру.

Этот порядок распространяется и на вывозку лесопродукции, принятой от бюджетной деятельности. Лесопродукция от рубок ухода за лесом и санитарных рубок передается хозрасчетной деятельности по мере ее вывозки, а хворост от этих рубок – по мере фактического их расхода.

Сводный учет лесопродукции в лесничествах. В лесничестве ведут книги учета лесопродукции раздельно по бюджету и хозрасчету по материально ответственным лицам. Записи в книгах делают по данным итогов накопительных документов: журналов выполненных работ, журналов лесохозяйственных работ, рапортов о движении лесопродукции, журнала реализации, ведомостей отгрузки лесопродукции.

В книге учета лесопродукции указывают дату, номер документа, в котором указано, откуда поступила и куда направлена лесопродукция, количество оприходованной и отпущенной лесопродукции.

В сводных отчетных документах и книгах учета лесопродукции деловую древесину учитывают по сортиментам, главным породам и группам пород, дрова – по группам пород (сорта и размеры не учитывают).

Для лесопродукции установлено следующее породное деление: хвойные породы (сосна, пихта, ель), дуб, ясень, бук, граб, береза, прочие твердолиственные породы, мягколиственные породы.

В части сортиментного деления: пиловочник хвойных пород, мягколиственных и т. д., авиакряж, лыжный кряж, ступичный кряж, фанерный кряж, клепочный кряж, тарный кряж, судостроительный кряж, балансы, технологическое сырье.

Дрова подразделяются на следующие группы: твердолиственные, сосна и ольха, мягколиственные.

В конце месяца в книге учета лесопродукции подсчитывают обороты по приходу и расходу и определяют остатки лесопродукции в целом по лесничеству и по каждому материально ответственному лицу.

Материально ответственные лица ежемесячно сдают в бухгалтерию лесничества рапорты о движении лесопродукции в двух экземплярах. В рапорте указывают наименование сортиментов, остаток на начало месяца. Бухгалтер сверяет данные рапорта и книги учета лесопродукции, подписывает рапорт, дает его на утверждение лесничему и один экземпляр возвращает материально ответственному лицу.

В конце месяца лесничество составляет отчет о движении лесопродукции раздельно по бюджету и хозрасчету с указанием остатков лесопродукции на начало месяца по сортиментам, прихода и расхода и остатка на конец месяца. Отчет подписывают лесничий и бухгалтер лесничества.

При составлении отчета необходимо складочный объем дров, хвороста и хмыза перевести в м3. При этом используют переводные коэффициенты для дров при массовом переводе 0,70, топорника 0,50, хвороста длиной 4–6 м 0,20, хвороста длиной 2–4 м 0,12, хмыза 0,10.

Для обратного перевода плотных м3 в складочные используют коэффициенты: для дров при массовом переводе 1,43, топорника 2,0, хвороста длиной 4–5 м 5,0, хвороста длиной 2–4 м 8,5, хмыза 10,0.

Учет реализации лесопродукции в лесничестве. Лесопродукцию от рубок ухода в плановом порядке по нарядам лесхозов реализуют лесосбыту, местному населению, школам, больницам, колхозам, совхозам и др., а также используют для собственных нужд лесхоза. Потребитель, получивший в лесхозе наряд на отпуск лесопродукции, обязан прибыть в указанное в наряде лесничество. Если потребителю отпущена деловая древесина, лесничий направляет его на осмотр имеющейся лесопродукции. После согласия потребителя лесник составляет акт-спецификацию с указанием сортимента, породы, сорта, диаметра и кубатуры, которую потребитель предъявляет в бухгалтерию лесничества. На основе спецификации бухгалтер лесничества или лесничий оценивает лесопродукцию.

После оплаты выписывают ордер на отпуск лесопродукции. В нем указывают сроки вывозки согласно наряду лесхоза и правилам отпуска леса на корню, сортимент, породу, сорт, размеры. Если ордер выписывают на предприятие, в ордере на основе доверенности указывают фамилию, имя, отчество получателя. Без доверенности ордер не выписывают. Ордер выписывают в четырех экземплярах: первый – леснику, второй с печатью лесхоза – потребителю, третий сдают с отчетом лесничества в лесхоз, четвертый оставляют в деле лесничества.

Получатель расписывается в получении лесопродукции на обороте ордера с указанием даты, наименования лесопродукции, единицы ее измерения. Одновременно лесник делает такую же запись в ордере-дубликате получателя, заверяя своей подписью. При частичном отпуске записи делают по мере фактической вывозки. Ордер является отчетным документом. После полного отпуска лесопродукции потребителю лесник сдает ордер вместе с рапортами о движений лесопродукции в лесничество.

Исправления, изменения в ордере не допускаются. Документами на право вывозки лесопродукции из леса и других пунктов являются: при вывозке транспортом потребителя – ордер-дубликат с печатью лесхоза, при вывозке собственным транспортом лесхоза или наемным – товарно-транспортная накладная. Вывозку лесопродукции производят после наложения на нее отпускного клейма. Если покупатель не вывезет оклейменную лесопродукцию в указанный в ордере срок и не получит отсрочки, лесопродукция секвеструется и принимается на учет как секвестрованная. Выручка от реализации такой лесопродукции перечисляется в бюджет.

Для учета реализации и контроля за выполнением нарядов лесхоза по своевременной отгрузке лесопродукции лесничества ведут журнал реализации лесопродукции в двух экземплярах, по видам франко и направлениям реализации. В журнале регистрируют сроки и даты фактической вывозки. Отметку о дате фактической вывозки производят в присутствии материально ответственного лица, поскольку за нарушение срока вывозки при отсутствии отсрочки взимается пеня.

В связи с тем что лесопродукция от рубок ухода списывают с баланса (в отличие от лесопродукции рубок главного пользования) после оплаты без учета вывозки, в книге учета лесопродукции по лесничеству делают отметку в специальной графе «Фактически вывезено» на основе ордеров на вывозку и рапортов о движении лесопродукции.

Остаток оплаченной, но не вывезенной лесопродукции определяют по книге учета лесопродукции так: остаток на начало месяца плюс итог количества по графе «Расходы за отчетный месяц» минус итог количества по графе «Фактически вывезено» за отчетный месяц даст остаток на 1-е число следующего месяца. Этот остаток должен быть равен остатку невывезенной лесопродукции у лесников по оплаченным ордерам, числящейся по журналу реализации.

Учет лесопродукции ведется по видам франко. По древесине от рубок ухода два франко: франко-лес и франко-промежуточный склад.

По хозрасчетной древесине три вида франко: франко-лес, франко-промежуточный склад и франко-конечный склад.

Учет лесопродукции на конечных складах, в цехах и пунктах переработки. На предприятиях лесного хозяйства технологический процесс заготовки леса, переработки, получения товарной продукции и ее реализации сложен. В зависимости от организации труда, характера продукции и потребителей, размещения пунктов переработки различают пять конечных складов: нижний склад, пункты потребления (на собственные нужды) и переработки (цеха, комплексы).

На конечных складах, как и в лесничествах, лесопродукцию учитывают в книгах движения лесопродукции по сортиментам. Сложность документооборота зависит от организации переработки древесины, использования и реализации.

На конечных складах лесопродукцию принимает заведующий, мастер или приемщик отдельно от каждого шофера, тракториста, возчика.

По прибытии на конечный склад водитель предъявляет товарно-транспортную накладную. Работник склада сверяет запись в накладной и фактические данные, при отсутствии расхождений расписывается на всех экземплярах за приемку лесопродукции. Второй экземпляр накладной оставляет на складе, остальные возвращает шоферу. При расхождениях между отправленной и доставленной на склад лесопродукцией работник склада на оборотной стороне накладной составляет спецификацию фактически поступившей лесопродукции и сообщает отправителю о расхождениях.

Для контроля за правильностью определения объемов хлыстов отправителем нижний склад принимает их по условной раскряжевке При значительных расхождениях хлысты разгружают на специальной площадке, вызывают отправителя и в его присутствии выполняют разделку. На каждую контрольную разделку составляют акт, в котором указывают объем отправленной из леса продукции и полученного отклонения. Копию акта направляют директору лесхоза для принятия мер.

Правильность определения объема хлыстов проверяют по усмотрению работников склада, но обязательно по каждой делянке. По окончании дня (смены) работник склада регистрирует ярлыки на вывозку и товарно-транспортные накладные в книге поступлений лесопродукции на склад.

Приходные документы группируют по лесничествам для составления реестров. В конце месяца составляют акт приема-сдачи лесопродукции, по которому лесничества списывают с подотчетов, а нижний склад приходует лесопродукцию.

Разделку хлыстов на конечных и промежуточных складах производят в определенном порядке. Работник склада пересчитывает пущенные в разделку хлысты по породам и объему, указанному на торце. По мере разделки он маркирует полученные сортименты и одновременно осуществляет перечет их с указанием сортиментов, породы, длины, диаметра и числа штук. По окончании рабочего дня (смены) работник склада на основании перечета хлыстов и полученных сортиментов делает записи в акте приемки-сдачи лесопродукции.

Бухгалтерия лесничества после проверки наряда-акта и его утверждения начисляет заработную плату рабочим.

При разделке хлыстов отходы (вершины, обрезки) учитывают и указывают в складочных и плотных м3 в акте приемки-сдачи лесопродукции приемки работ и в нарядах-актах на производство работ по разделке хлыстов. Между объемом пущенных в разделку хлыстов и полученных сортиментов допускается расхождение, указываемое в процентах.

Для обеспечения контроля за выходом деловой древесины и дров при разработке лесосечного фонда и сопоставлении фактической заготовки с данными лесорубочных билетов в товарно-транспортных накладных и актах приемки-сдачи лесопродукции приемки работ, а также в сводных документах необходимо указывать номера делянок и кварталов.

Материально ответственные лица конечных складов (начальник, заведующий складом, мастер) ведут книгу движения лесопродукции по сортиментам. Записи делают ежедневно на основании первичных документов: для прихода основаниями являются товарно-транспортные накладные, акты на изменение качества лесопродукции, сличительные ведомости и решения инвентаризационных комиссий по результатам инвентаризации, для расхода – спецификации-накладные, товарно-транспортные накладные, акты на изменение качества лесопродукции, наряды-акты на производство работ, сличительные ведомости и решения инвентаризационных комиссий по результатам инвентаризации.

При значительном объеме вывезенной лесопродукции для упрощения сверки отправленной и поступившей на конечный склад документально ведут книгу учета поступления лесопродукции от вывозки по отправителям и сортиментам. Записи ведут ежедневно по данным товарно-транспортных накладных, итоговые данные за смену (день) переносят в книгу учета лесопродукции.

Реализуют продукцию на нижнем складе согласно нарядам лесхоза на отгрузку по железной дороге и плану перевозок. По мере отгрузки железной дорогой ведут перечет древесины по сортиментам, породам, диаметрам и числу штук. Особое внимание обращают на соблюдение ГОСТов и учет объема отгруженной продукции.

По данным повагонного перечета составляют спецификации-накладные, являющиеся основным первичным документом. Повагонные спецификации-накладные выписывают в пяти экземплярах, из них первый, третий и четвертый передают в бухгалтерию лесхоза для выписки счетов покупателям, второй прикладывают к железнодорожной накладной, пятый оставляют в делах склада, лесничества.

Лесопродукцию с конечных складов местным покупателям отпускают согласно нарядам, где указаны сортимент, порода, количество, условия расчета и сроки вывозки. На каждую машину выписывают товарно-транспортную накладную в четырех экземплярах: три вручают водителю, один остается на складе (при вывозке лесопродукции транспортом потребителя водителю вручают два экземпляра). В любом случае экземпляр товарно-транспортной накладной передают в бухгалтерию лесхоза для выписки платежного требования покупателю. Если покупатель не вывез в срок лесопродукцию, он теряет право вывоза. Товарно-транспортная накладная дает право на списание и оприходование лесопродукции лесничествами и цехами.

Лесничества, нижние склады, цеха, пункты переработки и другие подразделения лесхоза расходуют лесопродукцию на собственные нужды. Лесопродукцию, израсходованную на капитальное строительство, производственные нужды и прочее, списывают по нарядам-актам на производство работ, ордерам на отпуск лесопродукции. Расход возможен только в пределах фондов, указанных в наряде лесхоза на отпуск лесопродукции на эти цели. Данные показывают в отчетах подразделений лесхоза и используют для составления ведомости реализации продукции для переработки на собственные нужды.

В конце месяца бухгалтерии нижних складов составляют отчет о движении лесопродукции и продукции переработки, который вместе с первичными документами сдают в бухгалтерию лесхоза. Нижний склад дополнительно представляет ведомость отгрузки лесопродукции железной дороге.

В лесхозе синтетический учет бюджетной лесопродукции и выявление результатов от ее реализации ведут на счете 38 «Лесопродукция от мер ухода за лесом» с субсчетами 38/1 «Лесопродукция от мер ухода за лесом (в лесу)» и 38/2 «Лесопродукция от мер ухода за лесом (отгруженная – сданная, не оплаченная покупателями)» и счете 88 «Фонд в лесопродукции от мер ухода за лесом и в лесных семенах».

Хозрасчетную лесопродукцию, находящуюся на различных франко (лесосека, верхний склад, нижний склад, пункты переработки), не разделанную, не принятую к отгрузке, учитывают на счете 20/1 «Основное производство» как незавершенное производство.

Лесопродукцию, прошедшую все стадии обработки в составе следующих сортиментов: деловая древесина, древесина для технологических нужд, дрова, товарные хлысты, – считают готовой продукцией и учитывают на счете 43 «Готовая продукция».

Для сводного учета лесопродукции в лесхозе ведут Ведомость движения лесопродукции по всем подразделениям по количеству и сумме по счетам 20 «Основное производство» и 43 «Готовая продукция».

Для оприходования товарной лесопродукции ведут Ведомость выпуска товарной продукции основного производства, которая используется в качестве регистра аналитического учета к журналу-ордеру по счету 20«Основное производство». Ведомость составляют по данным отчетов лесничеств.

Оперативный учет реализации лесопродукции бухгалтерия лесхоза ведет в ведомости отгрузки, отпуска и реализации лесопродукции и ведомости реализации продукции для переработки и на хозяйственные нужды. По данным этих ведомостей формируют записи и осуществляют синтетический учет лесопродукции в журнале-ордере № 6 (11) по счетам 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные, выполненные работы и услуги» и 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

-=7=-

Составление отчетности в лесничестве и рассмотрение ее в лесхозе является завершающим этапом учета. Отчетность лесничества - это система показателей его хозяйственной деятельности, полученная по данным учета за определенный период времени. Она служит для управления и оперативного руководства хозяйственными процессами, анализа и оценки работы лесничества. Отчетность лесничества составляется ежемесячно и представляется в лесхоз не позднее третьего числа следующего за отчетным месяца.

В своей совокупности отчетность состоит из отдельных отчетов, в каждом из которых представлен объект хозяйственной деятельности и объект учета. В состав отчетности входят также приложения к отдель­ным отчетам в виде сводных и первичных документов. Все отчетные документы подписываются лесничим, а при децентрализованном учете и бухгалтером лесничества.

Дадим краткую харак­теристику основных форм отчетности лесничества.

Отчет о выполнении производственно-финан­сового плана по лесному хозяйству содержит перечень мероприятий в соответствии с производственно-финансовым планом и результаты их выполнения. Основанием для составления отчета являются журналы выполненных работ и расчетные ведомости по заработной плате. К отчету прилагаются наряды-акты на производство работ и журналы выполненных работ. Аналогично составляется отчет о промышленной деятельности.

Отчет о движении основных средств и материаль­ных ценностей составляется по данным инвентарных списков дви­жения основных средств и книги учета материалов. Движение основных средств представляется раздельно по лесохозяйственной и про­мышленной деятельностям. Движение материалов показывается: приход - по источникам поступления, расход - по направлениям затрат и остатки - на начало и конец месяца. К отчету прилагаются сводные и первичные приходно-расходные документы.

Отчет о работе транспорта и механизмов составляется на основании карто­чек учета работы грузовых автомобилей, тракторов и других машин и механизмов. К отчету прилагаются карточки вместе с первичными документами (путевыми, учетными листами и др.).

Отчет по труду и заработной плате представляется раздельно по лесохозяйственной и промышленной деятельности. Осно­ванием для составления отчета служат расчетные ведомости, журналы выполненных работ, табели и различные расчеты по распределению дополнительной заработной платы по видам работ, определению среднесписочной численности и др. К отчету прилагаются первичные документы по учету выработки.

Отчет о движении лесопродукции составляется только в натуральных измерителях отдельно по лесопродукции, полученной от лесохозяйственной и промышленной деятельностей. Основанием для составления отчета являются данные книги учета лесопродукции. В отчете дается расшифровка по всем видам поступления и реализации лесопродукции. К нему прилагаются журналы реализации и приходно-расходные документы, характеризующие ее движение.

Отчет о мелком отпуске леса на корню. Основанием для его составления являются первичные доку­менты, с помощью которых оформляется мелкий отпуск леса на корню и платное побочное пользование. К отчету прилагаются документы, свидетельствующие о сдаче лесных доходов в бюджет.

Авансовый (кассовый) отчет представляется лесничествами, которые выполняют приходно-расходные операции с наличными денежными средствами. Суммы прихода и расхода денежных средств подтверждаются прилагаемыми к отчету приходно-расходными доку­ментами, которые подбираются по статьям отчета, подшиваются (сна­чала приходные, затем расходные); на каждом из них проставляется номер в последовательности подшивки.

Отчет о движении бланков строгой отчетности слу­жит основанием для списания с подотчета кассовых ордеров, ордеров на отпуск древесины, товарно-транспортных накладных, ярлыков на вывозку лесопродукции и других документов.

Отчет лесничества составляется в двух экземплярах. Один из них с приложениями документов сдается по реестру (опись документов) в лесхоз, другой - остается в лесничестве. Все отчетность лесничества проверяется в лесхозе специалистами и главным бухгалтером в присутствии лесничего и бухгалтера (при децентрализованном учете) и утверждается директором лесхоза. Информационные данные отчетов лесничеств после соответствующей их обработки в отделах бухгал­терии лесхоза находят свое продолжение в общей системе бухгалтер­ского учета лесохозяйственного предприятия и служат основой для составления бухгалтерской и статистической отчетности.

-=8=-

Инвентаризация - это один из способов наблюдения за хозяй­ственной деятельностью, контроля за сохранностью собственности предприятия и обеспечения полноты и достоверности учетных данных. Инвентаризация заключается в периодическом установлении факти­ческого наличия средств в натуре и в сопоставлении показателей учета с фактическими данными. Инвентаризация дает возможность выявлять отдельные операции, не поддающиеся документальному оформлению в момент их совершения, например, излишки или не­достачи средств, а также обнаруживать ошибки в документах или учетных записях. Результаты инвентаризации отражаются в актах, служащих основанием для учетных записей.

Основные положения о порядке и сроках проведения инвентари­зации установлены нормативными документами. Согласно Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180), проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче активов государственного унитарного предприятия в аренду, их купле-продаже;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

-при смене руководителя организации и (или) материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения и (или) порчи активов;

- в случае возникновения непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;

- в иных случаях, предусмотренных законодательством РБ.

Инвентаризация бывает полная и частичная. Полная инвентари­зация охватывает все хозяйственные средства, которые можно прове­рить в натуре. Она проводится по основным средствам, материалам, готовой продукции и другим товарно-материальным ценностям. В лесничествах при смене лесничих, начальников участков, цехов проводится полная инвентаризация всех ценностей и выполненных работ в целом по лесничеству. Частичная инвентаризация охваты­вает только часть средств предприятия (лесничества).

Для проведения инвентаризации приказом директора лесхоза назначается инвентаризационная комиссия в лесхозе и подкомиссии для проведения инвентаризации в лесничествах. В состав инвента­ризационной подкомиссии лесничества включаются: представитель лесхоза (председатель), лесничий, бухгалтер лесничества (при децен­трализованном учете). Приказом устанавливаются также порядок и сроки начала и окончания работ и ответственность членов комиссии ад достоверность результатов.

К началу инвентаризации должна быть закончена обработка всех документов по приходу и расходу материальных ценностей и запись их в книги учета. В последних должны быть выведены и тщательно проверены остатки на день инвентаризации. Подотчетные лица обя­заны подготовить к инвентаризации все числящиеся за ними цен­ности, чтобы можно было быстро и точно установить их количество, массу, объем и т.д. В обязанность комиссии (подкомиссии) лесничества входят: снятие фактического наличия всех ценностей (основных средств, материалов, лесопродукции в лесу и на складах и др.), про­верка выполненных работ, выявление непригодных для лесничества ценностей, составление инвентаризационных описей и актов по уста­новленной форме, представление материалов инвентаризации в комиссию лесхоза.

При подготовке к инвентаризации устраняются недостатки в хра­нении ценностей на складах и в кладовых. При инвентаризации лесо­продукции в лесу материально-ответственные лица (лесники, мастера) сдают все документы по приходу и расходу лесопродукции в лесниче­ство и подтверждают письменной распиской о сдаче. Во время инвен­таризации отпуск и прием лесопродукции прекращается.

В ходе инвентаризации производится опись остатков ценностей, проверенных в натуре, с определением их качества, годности, изно­шенности и т.п. Для выявления результатов инвентаризации состав­ляются сличительные ведомости по видам ценностей и по подотчет­ным лицам. В сличительных ведомостях отражаются только те цен­ности, по которым выявлены отклонения от учетных данных. По всем недостачам, потерям, излишкам комиссия должна получить письменные объяснения, на основе которых устанавливается характер выявленных недостач, потерь и порчи, излишков и определяется порядок регулирования различий по данным инвентаризации и учета.

Естественную убыль списывают на издержки производства, не­достачи относят на виновных лиц; излишки приходуют. В виде исклю­чения допускается взаимный зачет излишков и недостач материалов одного наименования в результате их пересортицы за один и тот же промежуток времени у одного и того же материально ответственного лица, а по древесине - по одним и тем же породам и группам пород. Разница после зачета (недостача) относится на виновных лиц.

Документы инвентаризации составляют, в двух экземплярах и в установленные сроки представляются в лесхоз. После проверки в лесхозе второй экземпляр документов возвращаются в лесничество.

Ревизии в лесничествах назначаются директором и проводятся не реже двух раз в год аппаратом бухгалтерии и специалистами лес­хоза. При ревизиях в лесничествах проверяется наличие денежных средств (если наличные деньги имеют место в лесничестве), находя­щихся под отчетом у лесничих, а также лесных доходов по кассе спе­циального сборщика. Осуществляется контроль в натуре объемов и качества выполненных работ, сопоставление их с журналом учета выполненных работ. Выборочным порядком проверяется также пра­вильность выхода лесопродукции по лесохозяйственным работам в со­поставлении с данными учета лесного фонда лесорубочными билета­ми и перечетными документами. Особое место занимает ревизия лесо­продукции и контроль отчетов о ее движении. Вместе с тем проверке подлежат: отпуск леса на корню по ордерам, выданным лесничеством местному населению, а также отпуск заготовленного леса с целью выявления нарушения безнарядного отпуска древесины; использова­ние сенокосных площадей для своего сенокошения и выделенных работникам лесхоза; хранение и использование механизмов; выпол­ненные работы по рубкам ухода за лесом и их качество; состояние питомников, лесных культур; качество изготовленных семян, их хранение и т.п.; состояние учета в лесничестве, наличие и правиль­ность использования бланков строгой отчетности.

По окончании ревизии составляется акт, в котором отражаются ее результаты, даются выводы и предложения, к акт ревизии прилага­ются документы проверки. При обнаружении недостач, хищений цен­ностей и фиктивных документов на выполненные работы в актах ревизий указываются виновные лица и суммы причиненного ущерба.

Кроме ревизий, описанных выше, в лесничествах проводятся плановые, контрольные и внезапные ревизии обходов. Цель этих ревизий - повышение ответственности работников лесной охраны за состояние охраны леса, выявление самовольных порубок, установле­ние сохранности межевых и квартальных столбов, состояния насажде­ний, выполнения в обходах работ, предусмотренных планом. Плано­вые ревизии обходов проводятся лесничими или помощниками лесничих один-два раза в год. Ответственность за контрольные ревизии возложена на инженера по охране и защите леса, главного лесничего, директора лесхоза. Цель - их проверка качества и правиль­ности проведенных плановых ревизий в обходах, наиболее подвер­женных лесонарушениям. По поручению директора лесхоза такого рода ревизии могут выполняться лесничими. Внезапные ревизии обходов проводятся по специальному заданию директора лесхоза лесничим, инженером по охране и защите леса, главным лесничим. Необходимость таких ревизий вызвана поступающими сигналами о неудовлетворительной работе лесников. Ревизией могут быть охва­чены некоторые обходы или их часть, в зависимости от ее назначения.

После окончания каждого вида ревизий составляется акт, в кото­ром отражаются данные о выявленных ревизией лесонарушениях. По результатам ревизии дается заключение о работе лесника. Акты ревизий обходов регистрируются в контрольной книге лесника и в книге учета лесонарушений.

Таким образом, с помощью инвентаризации (одного из элементов метода бухгалтерского учета) и ревизии (имеющей контрольное наз­начение) уточняются данные учета объектов хозяйственной деятель­ности лесничества и в преобразованной достоверной форме находят дальнейшее свое отражение в общей системе бухгалтерского учета лесохозяйственного предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: