Они могут предъявить иск в защиту чужих интересов или вступить в процесс для дачи заключения по делу

Если третье лицо привлечено к участию в деле определением суда, но не явилось в судебное заседание, то на него распространяется законная сила судебного решения. В следующем процессе оно не сможет оспаривать фактов, установленных в данном процессе.

Третьи лица без самостоятельных требований пользуются правами стороны, но с рядом существенных изъятий:

1. Они не обладают правами по предмету спора.

2. Не могут изменить основание и предмет иска.

3. Не могут уменьшить или увеличить сумму.

4. Не могут отказаться от иска.

5. Не могут признать иск.

6. Не могут заключить мировое соглашение.

7. Не могут требовать принудительного исполнения решения.

В практике возникает спор - имеет ли право руководитель предприятия занимать в процессе положение одновременно ответчика и третьего лица. Пленум 1980 г. Дал разъяснение - такое совмещение возможно.

Вопрос 2. Участие прокурора в гражданском процессе.

Прокурор, как любой гражданин РФ может защищать в процессе свои личные права, интересы или содействовать правосудию в качестве свидетеля. Также он может представлять интересы прокуратуры, занимать в процессе положение истца или ответчика. В этом случае никакой специфики участия прокурора в процессе нет.

Вместе с тем ГПК предусматривает возможность участия прокурора в процессе в другом качестве, предоставляет прокурору право защищать в суде интересы других лиц. Ст.12 ГПК до сих пор говорит о прокурорском надзоре в гражданском судопроизводстве. Эта статья вступила в противоречие с законом «О прокуратуре», который изъял суды из числа объектов прокурорского надзора.

Роль прокурора в процессе сводится к защите государственных, общественных интересов, интересов граждан, организаций. Он должен помочь суду защитить интересы действительно управомоченных лиц. Интерес прокурора в процессе в отличие от сторон носит не личный, а должностной служебный характер. Предпосылкой участия прокурора в процессе выступает его специальная гражданская процессуальная правоспособность.

Некоторые авторы полагают, что прокурор, как орган надзора за законностью, обладает не правоспособностью, а компетенцией – совокупностью властных полномочий. Но властными полномочиями в процессе обладает только суд. Гражданская процессуальная правоспособность прокурора возникает с момента его назначения на должность. Ею обладают все лица прокурорского надзора. Следователь прокуратуры не вправе занимать в процессе положение прокурора.

Объем гражданской процессуальной правоспособности у лиц прокурорского надзора примерно одинаков, независимо от того участвует в процессе генеральный прокурор или помощник прокурора района. Процессуальная дееспособность у них возникает вместе с процессуальной правоспособностью.

В суде первой инстанции прокурор участвует в процессе в двух формах:

1. Он может предъявить иск в защиту чужих интересов. Предъявление иска прокурором: ст.41 ГПК предусматривает широкие права прокурора по предъявлению иска. Прокурор вправе по своему усмотрению предъявить любой иск, если считает, что это нужно для защиты чьих-либо прав или интересов. Пленум Верховного Суда РСФСР в 1980 году Постановлением от 28.11.80 г. «О практике... по делам о расторжении брака» разъяснил: в случаях, если требуется защита супруга, иск может предъявить законный представитель или прокурор.

В нашей литературе давно ставился вопрос о необходимости ограничения права прокурора на предъявление иска. В настоящее время в связи с проведением правовой реформы сужаются полномочия прокурора по предъявлению иска. АПК содержит норму, прямо противоположную ГПК: прокурор вправе обратится в арбитражный суд в случаях прямо предусмотренных АПК. Он вправе предъявлять иски в защиту государственных и общественных интересов.

В соответствии с концепцией судебной реформы будут ограничены права прокурора и в общих судах. Прокурор получит возможность обращаться в суд за защитой неперсонифицированного общественного интереса или безгласного интереса (первый - круг большой, второй - не может сам, например, ребенок).

Предъявляя иск в защиту чужих интересов, прокурор не становится истцом. В процесс вступает в качестве истца лицо, в интересах которого иск предъявлен. Прокурор вправе отказаться от иска, но истец в этом случае может настаивать на рассмотрении иска по существу. Обратная ситуация нашим законодательством не регламентируется (ст.219 ГПК). В соответствии с АПК в этой ситуации иск прокурора должен быть оставлен без рассмотрения.

2. Он может вступить в возникший процесс для дачи заключения по делу. В этом случае процесс возникает помимо воли прокурора. Последний может по собственной инициативе вступить в процесс в любое дело на любой его стадии. В некоторых случаях закон прямо предусматривает обязательность участия в процессе прокурора (о признании граждан недееспособными, умершими). Вступив в возникший процесс, прокурор дает заключение по всем вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства. После прений сторон он дает заключение по делу в целом. Заключение прокурора по делу дается в любом случае, независимо от того предъявлен иск прокурором или он ступил в возникший процесс.

Проект нового ГПК предусматривает обязанность прокурора давать заключение по делу только в случае если он вступил в уже возникший процесс.

Вопрос 3. Участие в гражданском процессе органов государственного управления и общественных объединений.

Данное процессуальное положение закреплено в ст.42 ГПК РФ. Участие в гражданском процессе данных лиц - дополнительная гарантия судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Органы государственного управления и общественные объединения участвуют в процессе в тех же формах, что и прокурор.

Отличия от прокурора:

1. Органы государственного управления и общественные объединения могут участвовать не всегда, а только в случаях прямо указанных в законе и вытекающих из компетенции этих органов. Например, орган опеки и попечительства – в процессе спора о детях, а жилищные органы – если исследуется возможность перепланировки и т.п.

2. Если заключение прокурора касается законности или незаконности каких либо действий, то заключение органов государственного управления анализирует, как правило, фактическую сторону дела, в нем излагается их вариант судебного решения, говоря о целесообразности удовлетворения или отклонения иска. Такое заключение для суда не является обязательным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow