Тема 22. Рассмотрение споров арбитражными судами

В первые годы Советской власти отсутствовали специальные органы для разрешения споров между организациями. С переходом к НЭПу потребовались органы, специально предназначенные для разрешения хозяйственных споров в социалистическом секторе экономики. Это были арбитражные комиссии (административные органы). С 1931 по 1992 г.г. существовали органы государственного арбитража.

Юридическая природа арбитража рассматривалась учеными по-разному:

1. Это орган государственного управления, который действует своими собственными специфическими методами.

2. Это хозяйственный суд.

3. Это особый орган, сочетающий в себе черты управленческого органа и органа правосудия.

Задачами арбитража были развитие производства, борьба за выпуск качественной готовой продукции, укрепление планов и трудовой дисциплины. Метод: рассмотрение хозяйственно-трудовых споров в арбитражных судах.

Государственный арбитраж обладал более широкими полномочиями, чем общий суд. Он мог возобновить дело по собственной инициативе без согласия сторон, заменять ненадлежащие стороны, взыскивать санкции в повышенном размере в доход бюджета, если кредитор не обращался с иском. Мог штрафовать стороны за нарушение претензионного порядка разрешения дела.

Основной тенденцией развития Госарбитража было сближение его с общим судом. Сначала органы арбитража создавались при исполнительно-распорядительных органах на местах (при облисполкомах). Облисполкомы рассматривали возникающие хозяйственные споры. Это не могло создать единой практики рассмотрения данных споров.

В 1987 году Госарбитражи были выведены из подчинения местным органам власти и образована единая система. Новый этап в развитии связан с экономическими реформами конца 80-х годов. С провозглашением многообразия форм собственности, равной их защитой, сокращение государственного сектора в экономике, следовательно, возник вопрос о реформировании форм гражданско-правовой защиты. Появилось 2 возможных пути решения вопроса:

1. Ликвидация органов Госарбитража и передача всех споров на рассмотрение общих судов (действует в большинстве зарубежных стран).

2. Преобразование органов Госарбитража в органы правосудия (у нас с 1992 года введены арбитражные суды с принятием закона «Об арбитражных судах»).

В настоящее время действует закон РФ «Об арбитражных судах» и АПК РФ от 01.07.95. Арбитражный процесс очень напоминает порядок рассмотрения дела в общих судах, примерно те же стадии, принципы, правила принятия иска, порядок судебного разбирательства дела, исполнения судебных решений. На арбитражных судей распространяется закон «О статусе судей». Арбитражные суды рассматриваются в качестве органов правосудия. Упразднение арбитражных судов и передача их дел судам общей юрисдикции могло бы привести к перегруженности последних. Кроме того, арбитражный процесс имеет ряд отличий:

1. Арбитражный суд один на область (край, республику и т.д.).

2. Дела могут рассматриваться судьей единолично или коллегией из 3-х судей-профессионалов (зависит от цены иска и характера дела), нет секретаря судебного заседания – протокол ведет судья.

3. Решения арбитражного суда пересматриваются в апелляционном, кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Подведомственность дел арбитражным судам. Они рассматривают экономические споры между юридическими лицами, а также юридических лиц с индивидуальными предпринимателями и индивидуальными предпринимателями между собой. К ведению арбитражных судов стали относиться споры с участием гражданско-правовых иностранных инвестиций, а также дела о защите чести, достоинства и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, дела об установлении юридических фактов, связанных с предпринимательской деятельностью.

Апелляционная инстанция действует в том же арбитражном суде, который вынес решение. Это новое рассмотрение дела по существу по имеющимся в деле материалам. Стороны могут представлять новые доказательства, если в свою очередь докажут, что они не могли быть представлены в суд 1-й инстанции. В апелляционной инстанции невозможно изменение предмета или основания иска. Полномочия апелляционной инстанции приблизительно те же, что и полномочия кассационной инстанции суда общей юрисдикции (кроме отмены решения и направления дела на новое рассмотрение). Срок апелляционного обжалования – 1 месяц со дня вынесения решения судом 1-й инстанции.

Решения судов могут быть пересмотрены в кассационном порядке после вступления в законную силу, по истечении срока (1 месяц) на апелляционное обжалование. Роль кассационной инстанции выполняют окружные суды (в РФ – 10 округов). Ярославская область входит в первый округ (суд в Нижнем Новгороде). Кассационное производство возбуждается по кассационной жалобе сторон, которая может быть подана в течение 1 месяца после вступления решения в законную силу. Кассационная инстанция проверяет только правовую сторону дела, а не анализирует фактические обстоятельства. Решение, вступившее в законную силу, может быть пересмотрено в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного Суда по протестам генерального прокурора, председателя Высшего Арбитражного Суда и их заместителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: