Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства

В качестве монополиста обычно выступает крупное объединение, которое имеет возможность:

• применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производил» продукцию с меньшими издержками и снижать цены;

• выделять больше средств для, финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;

• противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:

• увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

• «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;

ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

Рынок несовершенной |конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов(убыток, возникающий в силу монополизации рынков и силу нерационального распределения ресурсов в США достигает 2% валового национального продукта страны).

Защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.

Экономические меры антимонопольной борьбы:

• поощрение создания товаров — заменителей;

• поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов);

• привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

• финансирование мероприятий по расширению выпуска де фицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; |

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство, включающие положения:

• запрещающие тайный сговор, направленный на поддержание монопольных цен;

• не разрешающие слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;

• предусматривающие принудительную демонополизацию (дробление);

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США. Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят в 1890 г. Он признавал незаконными и уголовно наказуемыми монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. Западноевропейское законодательство более либерально.

Сложной проблемой является определение факта монополизации. Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33%, на долю трех — 50%, на долю пяти — 66,6% оборота, вводит ограничения и пресечения монополис­тской деятельности и недобросовестной конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: