В качестве монополиста обычно выступает крупное объединение, которое имеет возможность:
• применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производил» продукцию с меньшими издержками и снижать цены;
• выделять больше средств для, финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
• противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.
Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:
• увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
• «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;
ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.
|
|
Рынок несовершенной |конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов(убыток, возникающий в силу монополизации рынков и силу нерационального распределения ресурсов в США достигает 2% валового национального продукта страны).
Защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.
Экономические меры антимонопольной борьбы:
• поощрение создания товаров — заменителей;
• поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов);
• привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
• финансирование мероприятий по расширению выпуска де фицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; |
Административные меры, направленные на демонополизацию рынков, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство, включающие положения:
• запрещающие тайный сговор, направленный на поддержание монопольных цен;
• не разрешающие слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;
• предусматривающие принудительную демонополизацию (дробление);
Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США. Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят в 1890 г. Он признавал незаконными и уголовно наказуемыми монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. Западноевропейское законодательство более либерально.
|
|
Сложной проблемой является определение факта монополизации. Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33%, на долю трех — 50%, на долю пяти — 66,6% оборота, вводит ограничения и пресечения монополистской деятельности и недобросовестной конкуренции.