Концепция балансирования дефицита государственного бюджета

Варианты финансирования дефицита государственного бюджета

Причины бюджетного дефицита

Функции государственного бюджета

перераспределение национального дохода (от 20 до 60 %);

стабилизация общественного воспроизводства, экономики;

осуществление государственной социальной политики.

Доходные статьи бюджета: налоговые поступления (прямые и косвенные) – до 90% поступлений; неналоговые доходы (доходы от использования и продажи государственного имущества, целевые перечисления государству); государственные займы (выпуск и продажа ценных бумаг); эмиссия денег.

Расходные статьи бюджета: финансирование социально-культурных учреждений (образование, наука, культура, здравоохранение); ме­роприятий финансирование народного хозяйства (промышленность, энергетика, транспорт, сельское хозяйство и т.д.); расходы по ликвидации катастрофы на ЧАЭС; расходы на оборону (в том числе на пограничные и железнодорожные войска, оборонные, спортивно-технические общества); пополнение государственных запасов и резервов; содержание органов внутренних дел (в том числе внутренних войск); государственное управление; обслуживание государственного долга.

Бюджетный дефицитпревышение расходов над доходами бюджета (Профицит – превышение доходов над расходами).

• осуществление крупных государственных программ развития экономики;

рост административных расходов, дотации убыточным предприятиям;

• милитаризация, рост военных расходов государства;

• военные и стихийные бедствия;

• экономические кризисы.

Различают структурный и циклический дефицит. Структурным называют дефицит, возникающий при данном уровне государственных расходов, налогов и естественном уровне безработицы. Реальный дефицит может превышать структурный в случае спада производства (в результате сокращаются доходы, уменьшаются налоговые поступления в казну, росту государственных расходов на пособия и социальные программы). Разность между реальным и структурным дефицитом называют циклическим дефицитом бюджета.

Уровень дефицита государственного бюджета — отношение абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расхо­дам или к объему ВНП (финансовое положение нормальное, когда бюджетный дефицит не превышает 4-5% от ВНП).

увеличение налогов (рост государственных налогов);

эмиссия нужного количества денег;

выпуск государственных займов;

привлечение внешних займов;

продажа государственной собственности (в переходный период).

ежегодного балансирования доходов и расходов — каждый финансовый год доходы должны равняться расходам (ограничи­вается возможность бюджетно-налогового регулирования в зави­симости от состояния экономики, что приводит к дефициту бюд­жета или к его излишку);

экономического цикла — в период спада производства прави­тельство увеличивает расходы — рост дефицита, а в период подъе­ма — сокращает расходы, что увеличивает излишки доходов, кото­рые по окончании промышленного цикла покроют дефицит;

функциональных финансов — обеспечение макроэкономи­ческого равновесия, даже если это приведет к дефициту государ­ственного бюджета.

Постоянный бюджетный дефицит приводит к росту государственного долга.

Государственный долгсумма задолженности государства внутренним или внешним физическим и юридическим лицам. (Сумма бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков).

Внутренний долг – задолженность правительства резидентам данной страны (владельцам ценных бумаг). Составляют займы, вклады населения, банкноты, лотерейные билеты, краткосрочные обязательства.

Внешний долг составляет задолженность государства другим странам, иностранным компаниям, банкам, международным организациям (МВФ, МБРР). Его оценивают по таким показателям, как доля его в ВНП, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год (что не должно превышать 25 %).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: