double arrow

Методы фискальной политики


Основные задачи фискальной политики

Фискальная политика

Проблемы внутреннего долга

• выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в до­ходах (ценные бумаги покупают наиболее обеспеченные гражда­не, а финансирование процентов идет из налогов, которые пла­тят все);

• для погашения долга и выплаты процентов поднимают став­ки налогов, а это снижает стимулы к инвестициям, замедляет развитие экономики, вызывает социальную напряженность в стране;

• выпуск в обращение новых государственных бумаг приво­дит к повышению ставки ссудного процента, что негативно ска­зывается на процессе инвестирования капиталов;

• большой внутренний долг отпугивает иностранных инвес­торов и вызывает у населения страны неуверенность в будущем.

Проблемы внешнего долга связаны с необходимостью увеличения экспорта и сокращения импорта, при этом увеличение выручки используется не на цели развития, а на погашение долга, что снижает темпы развития и уровень жизни населения.

С государственным бюджетом связан такой инструмент макроэкономического регулирования, как фискальная политика.




Фискальная политикамеры правительства в области налогообложения и государственных расходов для достижения определенных социально-экономических целей.

обеспечение устойчивого экономического роста;

увеличение занятости;

снижение инфляции.

прямые: государственные закупки; государственные инвестиции; субсидии — пособия в денежной или натуральной форме; субвенции — денежное пособие государства местным органам.

косвенные — меры государства по воздействию на произво­дителей и население через спрос

• сумма налогообложения — изменение размеров ставок, не­облагаемого минимума и т.д.;

• политика ускоренной амортизации в фондо- и наукоемких отраслях;

• процентная (дисконтная) политика.

Основными элементами фискальной политики являются сис­тема государственных закупок, трансферы (перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую) и изменение нало­говых ставок.

Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реаги­рования на изменение экономической ситуации подразделяется на дискреционную и политику автоматических, или встроенных, стабилизаторов.

Дискреционная политика — это регулирование экономики с помощью манипулирования налогами и правительственными расходами. Увеличение (уменьшение) государственных расходов вызывает соответствующие изменения в величине сово­купных расходов и оказывает расширяющее (сокращающее) воздействие на объем валового продукта. Связана с осуществлением правительственной политики занятости, социальной политики. Недостаток они вводятся при спаде экономики, а в период ее подъема их сложно отменить.



Политика встроенных стабилизаторов означает, что они работают в системе саморегулирования. Прежде всего – изменения налоговых отчислений, которые происходят автоматически с ростом чистого национального продукта. Частич­но – пособий по безработице, и социальных выплат, а также индексация доходов в связи с инфляцией. Пособия растут при увеличении числа безработных, а фонд пособий — при увеличении числа занятых. Если резерва нет, то эффект от увеличения пособий снижается.

Однако политика встроенных стабилизаторов только уменьшает колебания цикла, но не может их устранить. Поэтому политика встроенных стабилизаторов дополняется дискреционной политикой.

Фискальная политика при дефиците бюджета способствует уменьшению или устранению дефицита с помощью заимствования и выпуска денег. При избытке бюджета его дефицит устраняется путем погашения государственного долга или изъятия денег из обращения. При чрезмерной инфляции фискальная политика может не дать желаемого результата. Тогда осуществляют жесткую монетарную политику, регулирование цен, занятости, таможенную и валютную политику.







Сейчас читают про: