Налоги в Республике Беларусь
Концепция налогообложения
• налогоплательщик уплачивает налоги пропорционально получаемым выгодам;
• размер налогов устанавливается в зависимости от величины дохода.
Основные понятия налоговой системы:
• субъект налога (налогоплательщик) - тот, кто обязан платить налог;
• носитель налога — тот, кто фактически уплачивает налог, так как субъект налога иногда перекладывает налоговую сумму на другое лицо;
• объект налога — то, что облагается налогом (имущество, товар, доход);
• источник налога — доход субъекта, из которого уплачивается налог (заработная плата, прибыль, рента, проценты);
• налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая с одного объекта данным субъектом;
• налоговые льготы — полное или частичное освобождение субъекта налогообложения, прежде всего, это необлагаемый минимум;
ставка налога — величина налога на единицу обложения: пропорциональная — ставка при постоянном доходе (устанавливается постоянный процент); прогрессивная — налоговая ставка повышается по мере роста дохода; регрессивная — с ростом дохода налоговая ставка понижается.
|
|
Налоги по объекту обложения:
1. прямые — налоги на доходы физических и юридических лиц (налоги на прибыль, недвижимость, земельный и т.д.) Лицо, облагаемое налогом и уплачивающее налог, — одно и то же;
2. косвенные — включены в цену товара или услуги (налог на потребителя):
• на добавленную стоимость — стоимость, добавленная предприятиям к стоимости сырья, материалов;
• акцизы - на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос (алкоголь, табачные, ювелирные и меховые изделия, пиво и т.д.);
• таможенные пошлины — ввозные, вывозные, транзитные (взимаются с товаров, перевозимых через границу).
В странах с рыночной экономикой высока доля прямых налогов в доходах бюджета (в США- 85%), в развивающихся странах значительнее вес косвенных налогов (в Республике Беларусь преобладают косвенные налоги)
на добавленную стоимость (вместе с акцизным и налогом на топливо составляет около 50 % от всей суммы поступлений)-
акцизы; '
на прибыль и доходы, подоходный налог с граждан;
на недвижимость;
земельный (плата за землю);
экологический (за пользование природными ресурсами);
на топливо;
транзитный;
государственные пошлины и сборы;
чрезвычайный (на ликвидацию последствий катастрофы на Ч.А.ЭС );
отчисления (в дорожные фонды, фонд занятости, пенсионный, на социальное страхование).
При построении налоговой системы необходимо учитывать зависимость между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в казну, которая выражается кривой Лаффера (рис.). Он доказал, что при ставке подоходного налога выше 50 % (максимальная ставка) резко снижается деловая активность фирм и населения, происходит их переход из легальной в "теневую" экономику (в данном случае произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет). В целом сдерживается развитие производства и сужается база налогообложения. На практике использование такой схемы проблематично, так как она не учитывает влияние многих других факторов.
|
|
Ставка налогового обложения, %
Рис. 11. Кривая Лаффера
Государственный бюджет — это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства на определенный период времени.