Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения;
Налог на приобретение автотранспортных средств и местные налоги и сборы (кроме налогов с продаж и сборов за услуги, включаемых в выручку), за счет средств, остающихся в распоряжении плательщиков; оффшорный сбор, относимый на финансовые результаты плательщиков;
Налог на недвижимость;
Налоги на прибыль и доходы, к которым относятся;
налог на прибыль;
налог на дивиденды и приравненные к ним доходы;
подоходный налог с физических лиц;
налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности (налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности);
5) налоги, сборы и отчисления, относимые субъектами предпринимательства на себестоимость продукции (работ, услуг). К этой группе относятся:
|
|
чрезвычайный налог и обязательные отчисления в Государственный фонд содействия занятости, уплачиваемые единым платежом от фонда заработной платы;
земельный налог;
экологический налог;
плата за проезд по автомобильной дороге Брест - Минск - граница Российской Федерации (М1/Е30);
плата за проезд по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств;
плата за размещение отходов производства и потребления в окружающей среде;
плата, взимаемая за древесину, отпускаемую на корню;
Налоги, сборы, пошлины и другие платежи — это обязательные и безвозмездные взносы в бюджеты разного уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемые в порядке и на условиях, определяемых законодательством.
В стране продолжается налоговая реформа, цель которой состоит в снижении налоговой нагрузки, улучшении налогового администрирования и повышении рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы .
Для уменьшения налоговой нагрузки продолжается работа по снижению или отмене отдельных налогов. Принимаются также меры по упрощению налоговой системы . В Беларуси завершена работа по переходу на общепринятый в мировой практике порядок налогообложения во внешней торговле. Со всеми странами мира Беларусь во внешней торговле применяет единый принцип взимания косвенных налогов.
В Беларуси все обязательные платежи разделены на две группы в зависимости от органа, который их устанавливает и взымает: республиканские и местные.
|
|
Кроме этих групп, существуют специальные налоги и сборы, формирующие государственные внебюджетные и бюджетные фонды (социальные — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования; экономические — дорожные).
Республиканские налоги являются ключевым ресурсом государства. В консолидированном бюджете доля этих налогов составляет почти 3/4 всех налоговых поступлений.
Республиканские налоги преследуют в первую очередь фискальные цели и являются важным инструментом эффективного воздействия на процесс производства.
Необходимо учитывать, что перечень, размеры ставок, объекты обложения, плательщики, льготы, порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами.
Республиканские налоги взимаются на всей территории страны.
К ним относятся:
■ налог на добавленную стоимость;
■ таможенные пошлины;
■ акцизы;
■ платежи за пользование природными ресурсами (плата за пользование недрами, объектами животного мира, водными объектами);
■ государственная пошлина;
■ налог на прибыль;
■ подоходный налог с физических лиц;
■ налог на игорный бизнес;
■ налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в инвалюте;
Все республиканские налоги взимаются в соответствии с налоговым законодательством с юридических лиц. Как правило полностью в государственный бюджет поступают таможенные пошлины, акцизы, государственная пошлина.
Местные налоги оплачиваются юридическими лицами и поступают исключительно в местные бюджеты.
Местные органы власти имеют право вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы:
1) сборы с пользователя (сборы за пользование стоянками и парковку в специально оборудованных местах, сбор за право торговли, сбор с владельцев собак, сбор за право использования местной символики, сбор на проведение аукционов, курортный сбор, рыболовный и охотничий сборы, сбор на строительство в курортной зоне);
2) налог на продажу товаров в розничной торговой сети, за исключением социально значимых товаров по перечню, устанавливаемому Совмином Республики Беларусь;
3) сборы за услуги (сбор за услуги гостиниц, кемпингов, мотелей, ресторанов, баров, кафе);
4) налог на рекламу;
5) целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородных сообщений и содержание ведомственного городского электрического транспорта, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района);
6) сборы за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации.
Местные налоги и сборы уплачиваются за счет средств, остающихся в распоряжении юридических лиц, кроме налогов с продаж и сборов за услуги, уплачиваемых из выручки.
Общегосударственными сборами являются целевые денежные и носящие разовый характер взносы, полностью или частично поступающие в республиканский бюджет. На сегодняшний день существует более 50 общегосударственных сборов, которые, как правило, устанавливаются Совмином Республики Беларусь или Президентом Республики Беларусь и детализируются нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления. В зависимости от характера оказываемых услуг все общегосударственные сборы можно разделить на три основных вида: регистрационные, лицензионные и сборы, взимаемые за отдельные виды услуг. Плательщиками общегосударственных сборов являются юридические лица (включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные предприятия), их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, имеющие обособленный баланс и расчетный счет, индивидуальные предприниматели и физические лица (резиденты и нерезиденты Республики Беларусь).
|
|
Общегосударственные сборы взимаются в процентах от минимальной заработной платы или в минимальных заработных платах в национальной валюте Республики Беларусь. Часть общегосударственных сборов взимается в фиксированных суммах, которые систематически пересматриваются и приводятся в соответствие с размером минимальной заработной платы. В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, общегосударственные сборы могут взиматься в свободно конвертируемой валюте или российских рублях.
Сроки уплаты, порядок исчисления, возврата, размер общегосударственных сборов и меры ответственности определяются соответствующим нормативным правовым актом, устанавливающим сбор.
В системе прочих доходов и сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, следует выделить регистрационные и лицензионные сборы.
Регистрационный сбор - это сбор, уплачиваемый организациями и физическими лицами за приобретение права на осуществление деятельности в Республике Беларусь. К регистрационным сборам относится также плата за регистрацию в уполномоченных на то государственных органах сделок, имущества либо документов, регистрация которых предусмотрена законодательством Республики Беларусь.
Лицензионный сбор - это сбор, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, получающими в уполномоченных на то государственных органах специальные разрешения (лицензии), предусмотренные законодательством Республики Беларусь, на осуществление лицензируемых видов деятельности.
В общей системе общегосударственных сборов следует также выделить сборы, взимаемые за отдельные виды услуг. В Республике Беларусь отсутствует единый нормативный правовой акт, систематизирующий данные сборы. Порядок взимания и зачисления, а также размеры сборов, взимаемых за отдельные виды услуг, в большинстве случаев устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
|
|
Каждый налогоплательщик обязан встать на учет в органах Государственной налоговой службы по месту своего нахождения. Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства определяет Закон. Помимо административной и уголовной ответственности предприятие несет экономическую ответственность, которая действует в трех формах:
■ взыскание сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной объект налогообложения;
■ штраф;
■ пеня за задержку уплаты налога.