double arrow

Социально-философской мысли Беларуси

Гуманистические тенденции в развитии

В истории социально-философской мысли Беларуси явно прослеживаются такие гуманистические тенденции, как: признание ценности личности, стремление к осознанию блага человека и общества, поиск социальной гармонии, утверждение ценностей духовности и культуры.

Для средневекового периода (11-13 века) наиболее характерны идеи духовного предназначения человека, нравственного идеала (Ефросинья Полоцкая), нравственности и красоты как основы гармонии в человеке и обществе (Кирилл Туровский), преобладания божественного содержания над светским в жизни общества и государства (Климент Смолятич).

В эпоху Возрождения и Реформации (16-17 вв.) основная проблематика относится к общественному устройству, взаимоотношениям гражданина и государства, устройству власти. Франциск Скорина утверждает в качестве основополагающей ценности общества и жизни каждого отдельного человека идею общего блага, которому человек призван служить на основе собственного разума и понимания требований христианской нравственности. Христианство, божественное начало, религиозная истина в это время выступают в качестве основных источников истинности самых разнообразных явлений: государственная власть оправдывается божественной волей, свобода человека – его богоподобием, познание опирается на веру, а социальные отношения на христианское чувство. Большинство авторов считают лучшей формой правления монархию, однако правитель любого уровня, от мелкого феодала до монарха, обязан заботиться о свободе и благополучии подданных. Н. Гусовский, В. Тяпинский, С. Будный подробно рассматривают нравственный смысл государственного управления, формулируют верховные цели и необходимые качества монарха, а также обосновывают ограничение власти монарха идеями морали и социальной справедливости. А. Волан создает первую в истории белорусской мысли концепцию социальной и политической свободы, связывая свободу со счастьем человека. Отношения сословий, социальная структура общества, по мнению белорусских мыслителей, должны основываться на гармонии, выполнении каждым своей роли в обществе. Формируется представление о системе прав человека, признание естественных и политических прав, а также конструируются механизмы и структуры защиты прав граждан, возникает концепция правового государства (Лев Сапега).

Эпоха Просвещения (18 – первая четверть 19 века) – это время утраты государственного суверенитета, поэтому проблематика социальной философии связана с политическими проблемами жизни Беларуси в составе Российской империи. На первый план выходят проблемы национальной культуры, сохранения и развития национального языка, народного просвещения и образования (Г. Конисский, А. Довгирд). Много внимания уделяется необходимости создания системы обучения детей на родном языке, для этого пишутся оригинальные учебные пособия (М. Смотрицкий, С.Полоцкий). Создается значительное количество трудов по решению проблемы диссидентов: люди, принадлежащие не к господствующей в государстве церкви, а к другим конфессиям, существенно ограничены в политических правах, не могут занимать государственные должности, имеют меньшие возможности в получении образования и культурной деятельности; проекты решения проблемы диссидентов основываются на идеях социального равенства и гуманизма. Подтверждаются и акцентируются унаследованные из эпохи Возрождения идеи веротерпимости, равенства конфессий, свободы вероисповедания. Появляется первое последовательное атеистическое учение, утверждающее свободу человека в пользовании своим разумом, в том числе для построения демократического общества (К. Лыщинский).

Основная проблематика эпохи революционного демократизма (19 – начало 20 века) – ценности свободы и народовластия, проблема равенства и демократии. В общественно-политической и философской мысли центральное место занимает борьба с русским царизмом против крепостного права и за обретение национального суверенитета (филоматы и филареты, К.Калиновский). В трудах Ф.Богушевича значительное внимание уделяется национальной культуре, задачам развития и популяризации белорусского языка. Я.Колас, Я.Купала обосновывают ключевые идеи национального самосознания и трудовой этики белорусского народа.

В советский период (с 20-х гг. 20 века) социально-философская мысль Беларуси развивается в рамках марксистской философии, обосновывает цели и механизмы социалистического строительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: