double arrow

Виды и формы бытия

Всеобщие связи бытия проявляются через связи между единичными сущими. Устанавливая определенное сходство условий, способов существования единичных сущих, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия. К основным формам бытия относятся:

1. Бытие вещей (процессов), которые делятся на: бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком. (Бытие природы).

2. Бытие человека, которое подразделяется на бытие в мире вещей и специфически человеческое бытие (Бытие человека).

3. Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное. (Бытие духовного).

4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие и бытие общества. (Бытие социального). Характеристика социального бытия изложена в теме «Общество как развивающаяся система».

Бытие природы. Сравнение первой и второй природы приводит к следующим выводам:

1. Первая природа существует до, вне и совершенно независимо от сознания человека. Это безграничное бытие, где существование человека является преходящим моментом. «Вторая» природа в целом - бытие, связанное с временем и пространством человеческого существования.

2. Первая природа эволюционизирует по собственным объективным законам бытия. «Вторая» природа – мир, где действуют законы природы, но они переплетаются с законами человеческой деятельности, что может приводить к противоречивым последствиям как для природы, так и для человека.

3. «Вторая» природа, как и первая, дана отдельному человеку и поколениям людей объективно, но по своей сути она воплощает в себе опредмеченные человеческие цели. Вещи и процессы «второй» природы произведены людьми, и бытие этих вещей стоит как бы на границе бытия первой природы и человеческого мира.

Бытие человека Специфика человеческого бытия состоит в соединении трех относительно разных бытийственных измерений:

1) человек как данная мыслящая и чувствующая вещь (тело);

2) человек как индивид, принадлежащий к виду Homo Sapiens;

3) человек как социально-историческое существо.

Существуя как природное тело, человек подчиняется законам бытия конечных, преходящих тел. Особенность человеческого существования состоит в возникновении уникальной для живой природы нежесткой и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны его тела, поскольку само тело находится в тесном взаимодействии с мышлением, психикой, эмоциями, волей, самосознанием, деятельностью.

Жизнь каждого индивида связана с жизнью рода, и тем самым каждое преходящее существование включено в историческую цепь человеческого бытия и одновременно – в цепь природы и эволюции социального мира.

Бытие людей является уникальным единством природного и духовного, индивидуального и родового, личного и общественного. Более того, только человек способен влиять на мир и самого себя, познавать собственное бытие и осознавать ответственность за «судьбу бытия».

Бытие духовного Духовное – это единство многообразных процессов сознания и бессознательного, включающее в себя знания, идеалы, нормы и принципы человеческого общения, ценностные критерии.

Индивидуализированное духовное - это реальная жизнь сознания индивида. Специфика индивидуализированных форм духовного проявляется в том, что:

1) они неповторимы и уникальны;

2) уникальная жизнь сознания «проявляется» через универсальные средства культуры (язык, знак, символ и т.д.); поэтому расшифровка потоков сознания требует особого отношения: понимания и осмысления;

3) конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей;

4) сохраняются те результаты деятельности индивидуального сознания, которые преобразуются во внеиндивидуальную форму или непосредственно передаются другим людям в процессе общения.

Таким образом:

1. Индивидуализированное духовное не существует обособленно от совокупной жизнедеятельности индивида. Тело, психика, духовный склад личности - индивида взаимосвязаны.

2. Индивидуализированное духовное – особая разновидность духовного вообще, т.к. обусловлено развитием общества, культуры и истории.

3. Результаты деятельности сознания и духовной жизни конкретного человека могут объективироваться, т.е. принимать внеиндивидуальные формы.

Объективированное духовное – идеальное, составляющее память культуры. Специфика его в том, что:

1) оно способно сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени (знания, идеи, ценности, идеалы, нормы, нравственные регулятивы и т.д.)

2) Мир идей обладает относительной самостоятельностью и порождает устойчивые и объективно существующие в культуре формы духовного (религия, мораль, искусство, философия, наука, право, политика).

3) Формы духовного реально проявляют себя в рамках индивидуального сознания через приобщенность человека к социокультурным программам, через обучение, воспитание.

4) Единство индивидуализированного и объективированного духовного обусловлено наличием универсальных материальных носителей духовного вообще (язык, знак, символ и т.д.) Более того, объективированное духовное возникает и проявляет себя в индивидуализированном духовном.

МАТЕРИЯ КАК СУБСТАНЦИЯ

С момента рождения философии идея Универсума (мира как целого) требовала решения вопроса о первооснове мироздания. Ради него вводилось понятие субстанции как «первоосновы всех вещей». Так, в древнегреческой натурфилософии возникает идея «стихий» как простейших начал всех предметов («огонь» Гераклита, «вода» Фалеса, «воздух» Анаксимена и т.д.). Единство мира объяснялось наличием некоего «первоначала», «первопричины» («атом» Левкиппа и Демокрита), и эта субстанция обозначалась как материя. Наивный материализм древних приводил к выводу, что материя есть исходный материал, из которого «построены» все вещи. Вопрос же о первичности материального был второстепенным

К XVII в. учение о материи как субстанции получает опору в мире науки, лидером которой становится классическая механика. Формируется учение метафизического материализма, на развитие которой повлияли идеи атомистики. Материя есть то, что обладает свойствами P1, P2 … Pn, где n может быть достаточна велико, но обязательно конечно. Свойства вещества (целого) переносились на часть (атом), что приводило к утверждению принципа неизменности свойств материи (вещества). Поэтому материю рассматривают, во-первых, как вещество, а во-вторых, как все то, что обладает конечностью. Отметим, что материя как вещество не совпадала в полном объеме с понятием «объективно существует». Так, И. Ньютон считал пространство и время объективными, но нематериальными (не вещественными). Недостатки метафизического понимания материи выражаются в том, что:

1) вопрос о том, существует ли мир объективно, отождествлен с вопросом о строении материи. Это значит, что философское понимание мира подменяется конкретно-историческим естественно-научным представлением о строении и свойствах материального;

2) признается возможным достижение абсолютной истины в последней инстанции, поскольку миру приписывается наличие конечного числа свойств.

3) открытым остается вопрос о движущих силах развития мира, так как метафизический материализм вынужден сохранить идею о «первопричине», «перводвигателе» вселенной.

К концу XIX века развитие науки привело к ряду открытий, которые полностью разрушили метафизическое понимание материи (к примеру, открытие радиоактивности, делимости атома, общей и специальной теории относительности и т.д.). Материя, которой ранее приписывались в качестве атрибутивных свойств такие, как непроницаемость, постоянство массы и др., теперь словно ускользала из рук ученых.

В философии неудовлетворенность метафизическим пониманием материи проявляется еще в XVIII веке. Так, французский философ –материалист Д.Дидро утверждает, что материя – это все то, что действует на органы чувств и вызывает ощущение. В новейшее время философия все более отходит от поисков «первооснов всех вещей», т.е. от понимания материи как субстанции в прежнем ее варианте. Марксистская философия обращается к проблеме первичности материального. Интерпретируя отношения «мышление – бытие», «дух – природа», «сознание – материя», классики марксизма отождествляют понятие «материальное «и «объективное». Материя понимается как объективная реальность, противостоящая сознанию как субъективной реальности. Иначе говоря, вводится понимание материи как «субстанции – отношения», смысл которого постигается через отношение человека и мира, субъекта и объекта.

Материя есть философская категория, обозначающая объективную реальность, т.е. все то, что является причиной самого себя и существует вне и независимо от какого-либо сознания. Таким образом, единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне и независимо от сознания (В.Ленин). Вводится понимание материи как чистой субстанции, не связанной с конкретными физическими или иными свойствами и состояниями.

ОСНОВНЫЕ АТРИБУТЫ РЕАЛЬНОГО МИРА:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: