Движение, пространство, время

Мир представляет собой движущуюся материю, имеющую бесконечный ряд уровней организации. Любое конкретное явление, процесс, отношение (и духовное, и материальное) подвержено изменениям. Специфика динамики мира воспроизводится с помощью категорий «движение», «развитие», «покой».

Движение есть изменение вообще. Это определение является предельно широким. Имеется в виду любое изменение, начиная от простого механического перемещения и кончая мышлением (Ф. Энгельс). По отношению к материи движение есть способ ее существования. Связи и отношения вещей, предметов и процессов реального мира приводят к тому, что мир структурируется, порождая устойчивые формы своего бытия. В рамках этих процессов происходит развитие мира. Развитие - это закономерные необратимые качественные изменения. Следовательно, можно утверждать наличие двух типов движения:

1) изменения, приводящие к преобразованию качества (внутривидовые, внутриструктурные, межвидовые, межструктурные); это – развитие;

2) изменения, происходящие при сохранении качества; это – тот тип изменения, при котором сохраняется относительная устойчивость всякого сущего. Такое состояние можно обозначить как покой.

При характеристики движения важны ответы на три вопроса:

1) каков источник движения;

2) как связаны материя и движение;

3) существует ли многообразие форм движения.

Метафизический материализм, основываясь на механистическом понимании мира, утверждал:

1) что первопричина движения – внешняя по отношению к материальному миру (признание первотолчка, нематериального по сути);

2) что движение привносится в материю извне; постоянное свойство материи – покой, а движение есть нарушение покоя;

3) что любое движение сводимо к перемещению в пространстве (абсолютизация механической формы движения). Иначе говоря, предполагалась возможность существования движения без материи и материи без движения.

Философия и наука новейшего периода обосновали диалектический подход к пониманию движения как способа бытия материи:

1) движение – это внутренне присущие материи изменения; их источник – противоречивость отношений мира; мир есть саморазвивающаяся система;

2) материя и движение существуют в неразрывном единстве; покой есть мера устойчивости в движении; объективная реальность есть движущаяся материя, где устойчивость и изменчивость выступают основными ее характеристиками;

3) движущаяся материя фиксирует свое бытие в относительно устойчивых формах, взаимосвязь которых приводит к многокачественности движения.

Известная классификация форм движения, предложенная Энгельсом (механическая -- физическая -- химическая-- биологическая -- социальная), - не отменяет возможности иных подходов к обозначению форм движущейся материи. Важны принципы, на которых выстраивается любая классификация. Это – структурно-генетическая связь форм; переход от простейших к более сложным, где более простое является основанием для более сложного; несводимость более сложной формы к простой и невозможность ее рассмотрения как простой суммы предшествующих оснований.

Мир есть движущаяся материя, и она не может двигаться иначе как в пространстве и во времени. Пространство и время есть формы бытия материи.

В философии с давних времен и до наших дней существуют две концепции «пространства – времени»– субстанциальная и реляционная.

Субстанциальная концепция (Демокрит – в философии, И. Ньютон – в науке) рассматривает пространство и время как реальности, независимые друг от друга, от материальных тел и их движения, однородные, непрерывные и бесконечные. Пространство есть пустое вместилище тел, а время – пустое вместилище событий.

Реляционная концепция (Аристотель – в философии, А. Энштейн – в науке) – рассматривает пространство и время как специфические отношения между объектами мира и тем самым лишает их самостоятельного существования. Они – особые характеристики материального мира, выражающие отношения координации взаимодействующих систем.

Современные философия и наука более тяготеют к пониманию пространства и времени в духе реляционной концепции.

Пространство – совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих материальных систем – порядок их существования, структурность и протяженность. Это – топологическая, структурная организация мира.

Время – совокупность отношений, выражающих координацию состояний взаимодействующих систем – смену состояний, их последовательность и длительность.

Длительность существования и порядок событий можно рассматривать как временную организацию бытия, его темпоральность. Но проблема времени имеет и иной, глубинный смысл, так как особым образом смыкается с жизнью человека и человеческого рода. Время выступает как следствие динамики развития любого объекта мира, продолжительности сохранения им своих качеств в относительно неизменном состоянии. В этом смысле – оно ограничено, конечно. Возникает сложная проблема соотнесенности конечного и бесконечного времени. Ибо пока есть сущее – есть и его время. Для человека эта проблема превращается в проблему смысла жизни, смерти и бессмертия, так как зачастую время воспринимается как трагическая, противоестественная реальность, тем самым превращаясь в «основную проблему человеческого существования, проблему человеческой судьбы» (Н. Бердяев).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: