double arrow

В работах итальянских гуманистов XV в

Учение о человеке

У истоков итальянского гуманизма стоял Франческо Петрарка (1304 - 1374), который заявлял: «Небожители должны обсуждать небесное, мы же - человеческое». Его интересовал внутренний мир человека, рвущего связи со средневековыми традициями и осознающего этот разрыв. По пути, открытому Петраркой, пошел Колюччо Салютати (1331 - 1406), коего считают родоначальником флорентийского гражданского гуманизма. Мыслитель затратил много сил на то, чтобы утвердить первенство активной жизни над созерцательной. Его последователь Леонардо Бруни (1370 - 1444) выступил защитником гражданских свобод, противопоставляя республиканское правление феодальному произволу и тирании государей. У Поджо Браччолини (1380 - 1459) в центре внимания находится Фортуна и превратности жизни людей, над которыми добродетель должна брать верх. Одним словом, в работах флорентийских гуманистов проповедуется отказ от сословных привилегий, отстаивается последовательный республиканизм и гражданская активность, высказывается мысль о всеобщей обязательности труда.

В указанное время возрождаются философские взгляды стоиков, неоплатоников, эпикурейцев. Это находит яркое отражение в учении Лоренцо Валлы (1407 - 1457), представленном в диалоге «Об истинном и ложном благе». По мнению философа, наслаждение не только тождественно с благом, но и является символом связи человека с миром природы, не враждебной по отношению к нему, а доброй. В связи с чем Валла провозглашает следующую моральную максиму: доставляющие наслаждение чувственные удовольствия и духовные радости должны направлять всю жизнь человека, ибо долг перед собственной природой для него превыше всего. При этом итальянский мыслитель не считает, что прославление земных радостей и утех идет в разрез с христианской моралью, поскольку, по его мнению, любовь человека ко всему естественному означает одновременно любовь к Богу, постоянно присутствующему в сотворенном им мире. Таким образом, в основе учения Валлы лежит не отказ от наслаждений земной жизни как непременное условие небесного блаженства, а следование единому принципу на небе и на земле. Вот почему земное блаженство рассматривается им как подготовительная ступень к небесному блаженству.

Ко второй половине XV в. относится формирование еще одного влиятельного направления в итальянском гуманизме - так называемого флорентийского неоплатонизма. Его идейным главой стал МарсилиоФичино (1422 - 1495), учение которого было направлено против схоластики, поскольку в нем утверждалось, что философия - не «служанка теологии», но ее «сестра». Философия совершенствует теологию и является «ученой религией». Гуманистическая ориентация флорентийских неоплатоников наиболее ярко проявляется в их размышлениях о человеке. Сам Фичино считает, что человек занимает первое место в иерархии мира, и задача его состоит в том, чтобы совершенствоваться и тем самым возноситься к наивысшему сущему, т.е. Богу.

В деятельности «Платоновской Академии» (так называли кружок Фичино) принимали участие также Кристофоро Ландино (1424 - 1498) и Джованни Пико делла Мирандола (1463 - 1495). Для гуманистической концепции Ландино стала характерной мысль о сочетании двух образов жизни - жизни активной, гражданской и жизни, сконцентрированной на интеллектуальной деятельности. Энергичный акцент мыслителя на социальной значимости науки, на высокой и ответственной роли ученых в жизни общества, по сути дела, снимал противоречие между «действием» и «созерцанием», которые оказывались взаимодополняющими сферами деятельности человека, равно необходимыми для обретения морального совершенства и счастья земной жизни.

Учение Пико делла Мирандолы стало одной из вершин гуманистической мысли XV века. В его знаменитой речи «О достоинстве человека» отмечается, что, поставленный в центр мира и не обладающий собственной особой природой, человек «должен сформировать себя сам как свободный и славный мастер. Все зависит от его собственного свободного и ответственного выбора. Он может подняться до звезд и ангелов, а может опуститься до звериного состояния». Таким образом, природа человека рассматривается итальянским мыслителем как итог постоянного процесса его становления, самостоятельного и сознательного выбора. Поэтому божественность человеческого существа изначально не дана: она результат его усилия, деяния.

Итак, антропоцентризм гуманистической философии означал не только перенесение внимания с онтологических проблем на этические, но и перестройку всей картины мира, новое понимание соотношения божественного и природного начал. Мир теперь рассматривается не как юдоль печали и слез, а как область человеческой деятельности. Бог же трактуется, прежде всего, как творческое начало, в уподоблении которому состоит главное предназначение человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: