Схоластика и Фома Аквинский

Главным направлением развития средневековой философии с IX века становится схоластика (от лат. schola - школа). Это - философия, преподававшаяся сначала в школах, а с середины XII века в университетах. Если Августин считал, что Бог и догматы веры недоступны рациональному познанию, ибо они сверхлогичны, то схоласты, напротив, пытались с помощью логических доказательств обосновать, что Бог существует, что он обладает определенными характеристиками, что мир сотворен из ничего, что душа бессмертна и свободна. Рационализации подверглись даже догматы о Троице, воплощении и искуплении. Рассматривался также вопрос о соотношении знания и веры.

Однако обсуждение религиозных догматов порой вело и к постановке некоторых философских проблем. Одной из таких проблем стал вопрос об отношении общего к единичному. Дискуссия по этому вопросу получила название «спора об универсалиях». Схоласты предлагали различные решения, но основных было два: первое состояло в утверждении, что «универсалии» (общие понятия) существуют до единичных вещей и вне их, т.е. являются самостоятельными реалиями. Этот взгляд получил название реализма. Его сторонниками были Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109) и его продолжатель Гильом из Шампо (1070 - 1121). Последний утверждал, что лишь общим понятиям, выражающим виды, соответствует реальная субстанция. Например, в предложении «Сократ есть человек», только «человечность» является реальностью, но ни в коем случае не индивид (Сократ). И «человечность» как всеобщая субстанция существовала бы даже и тогда, когда не было бы ни одного человека.

Второе, противоположное первому, решение вопроса состояло в утверждении, что в действительности существуют только единичные предметы (например, этот человек, эта лошадь), а общее всего лишь «flatus vocis» (дуновение голоса), т.е. название, имя. Данное направление было названо номинализмом (от лат. nomina - имена). Главным представителем этой точки зрения был Иоанн Росцелин (1050 - 1110). Он решительно выступал против реализма платоновского типа, уча, что до единичных вещей не существует ничего, ибо нет цвета вообще вне конкретного цвета и нет мудрости вне мудрой души.

Против реалистов, утверждавших, что универсалии существуют до вещей (ante rem), и номиналистов, доказывавших, что они возможны лишь после единичных вещей (post rem), выступил Пьер Абеляр (1079 - 1145), который являлся наиболее представительной фигурой среди мыслителей того времени. По его мнению, абсурдно утверждать, что реальной является лишь «человечность», а не люди; «лошадность», а не отдельные лошади (как это делал Гильом). Однако столь же ошибочным было бы говорить, что реально единичное, а общие понятия - лишь имена (как это делал Росцелин), ибо общим понятиям соответствует действительное существование сущности в единичных вещах. Поскольку человеческим индивидам присущи какие-то общие признаки, то общее существует в отдельно взятых людях, а не является лишь произвольным названием. Эта позиция получила название умеренного реализма, или концептуализма (от лат. conceptus - понятие).

Черту под этим спором подвел крупнейший представитель схоластики XIII в. Фома Аквинский (1225 - 1274). Опираясь на философию Аристотеля, он утверждал, что лишь единичные вещи являются субстанциями и обладают самостоятельным бытием. Поэтому всеобщее хотя и существует, но только в связи с единичными вещами. Оно способно иметь троякий вид: 1) всеобщее может содержаться в единичной субстанции, устанавливая ее сущность (непосредственно всеобщее); 2) всеобщее может быть абстрагировано разумом и выступать как рефлексивное всеобщее. В этом виде оно пребывает лишь в разуме, а в вещах имеет только основание; 3) кроме того, есть такое всеобщее которое существует независимо от вещей, - это идеи в Божественном разуме, образцы, в соответствии с которыми Бог создал реальный мир. Такое тройное различение связало все три принципиальные концепции, которые были ранее выдвинуты схоластами. Стало быть, Фома примиряет всех, и спор об универсалиях прекращается.

Следуя аристотелевскому учению, Аквинат признавал, что сущность телесных субстанций состоит из формы и материи. Форма является основой того, что в существах оказывается качественно сходным, а материя становится основанием того, что является индивидуально различным. Таким образом, форма предстает источником единого в субстанциях, материя же - источником множественности. Но если она оказывается проявлением множественности, то, значит, и телесности. В этом заключено принципиальное различие между духовным и телесным миром, ибо телесное состоит из формы и материи, а духовное обладает только формой.

Существование Бога, согласно Фоме, не является настолько очевидным (как утверждали ранние христианские философы), что не требует доказательств. И последние должны быть апостериорными, т.е. выводить существование Бога не из неизвестной нам его сущности, как это делали Августин и Ансельм, а из известных всем его проявлений. Аквинат дал пять доказательств существования Бога. Вот они:

1). Все, что движется, должно иметь источником своего движения нечто иное. Но невозможно, чтобы так продолжалось до бесконечности. Значит существует перводвигатель, который сам недвижим. Это и есть Бог.

2). Все в мире имеет свою причину. Причины, следуя одна за другой, образуют цепь причин, однако эта цепь должна иметь свое начало, т.е. существует первопричина. Это и есть Бог.

3). Все вещи в мире случайны, но случайное зависит от необходимого. Следовательно, должно существовать абсолютно необходимое существо - Бог.

4). Все вещи обнаруживают различную степень совершенства, поэтому должно быть абсолютно совершенное существо. Это и есть Бог.

5). Целесообразность природы не может быть объяснена естественными причинами, следовательно, ее источником является Бог.

Подобно Аристотелю, конечной целью жизни Фома считал счастье, которое понимал как созерцание высшей истины, т.е. как познание Бога. Признавая Бога высшей конечной целью и мерой человеческих поступков, он осуществил попытку соединить аристотелевскую этику с христианской. В связи с этим философ разработал сложную систему добродетелей, которые делятся им на умственные, нравственные и богословские. К умственным относятся мудрость, знание, благоразумие; к нравственным - справедливость, мужество, воздержание, щедрость; к богословским - вера, надежда, любовь. Последний вид добродетелей является наивысшим; и среди них на первом месте стоит любовь.

Учение Фомы Аквинского явилось вершиной схоластической мысли, которая в дальнейшем идет на спад и подвергается суровой критике представителями раннего Возрождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: