Вместо предисловия. Министерство образования и науки Российской Федерации

Курышов А.М.

ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

КУРС ЛЕКЦИЙ

Курышов А.М.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Курс лекций

Зав. редакцией Т.А. Савчук

Редактор Л.М. Лисицына

Художник обложки И.Ю. Нестерова

Компьютерная вёрстка Ф. П. Дорохов

Корректор В.М. Осканян

Изд. лицензия ЛР № 064380 от 04.01.96 г.

Сдано в набор 31.10.96. Подписано в печать 12.02.97.

Формат 60х90/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 18,0.

Тираж 30000 экз. (1 завод — 15000 экз.). Зак. № 2921.

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»

117571, Москва, просп. Вернадского, 88.

Московский педагогический государственный

университет.

Тел./факс: 932-56-19. тел.: 437-99-98.

Отпечатано в ГУИПП «Курск».

305007, г. Курск, ул. Энгельса, 109.

Байкальский государственный университет экономики и права

Иркутск

Издательство БГУЭП

УДК 947(075.8)

ББК 63.3(2)я7

К93

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

Рецензент д-р ист. наук, проф. А.В. Шалак

Курс лекций по Отечественной истории. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. – 250 с.

Предназначен для студентов всех форм обучения всех специальностей, изучающих курс отечественной истории.

ББК 63.3(2)я7

© Издательство БГУЭП, 2010

Очень часто, определяя место исторической науки в жизни человека и среди других наук, заостряют внимание на необходимости знания прошлого. Не имеет смысла много говорить о необходимости изучения истории вообще и родной истории в частности. Эта необходимость очевидна. История в широком смысле – все, что произошло с человечеством до наших дней; история как наука есть постижение этого произошедшего, есть память человечества. И так же, как человек, не имеющий личной памяти, не может быть назван человеком в полном смысле, так и общество, не осмысливающее своего прошлого, теряет цельность и не может себя идентифицировать.

Бессмысленно спорить и о том, является ли вообще история наукой. История – это форма познания, поиск, и в этом смысле она – наука. Вместе с тем есть проблемы, связанные с историей как наукой. К основным из них относятся вопросы объективности исторического познания и выбора метода исторического исследования. Оба они проистекают из особенности всех общественных наук – совпадения субъекта и объекта познания (общество изучает само себя). Вместе с тем, нельзя путать историю с другими социальными науками (социологией, политологией и т.д.), т.к. она имеет дело не с идеальными схемами общественного развития, а с конкретными историческими фактами.

Итак, история есть наука и она необходима. Но чем она должна заниматься? Лучше всех на этот вопрос применительно к нашей стране в предисловии к своей знаменитой «Истории России с древнейших времен» сказал известный русский историк С.М. Соловьев: «не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию, – вот обязанность историка».

Однако нельзя объять необъятное. История столь многолика, проявления деятельности человека столь многообразны, что приходится выбирать из их множества наиболее актуальные для достижения конкретных целей. Основными целями изучения отечественной истории в вузе являются познание особенностей исторического развития России и закономерностей исторического развития вообще, а также воспитание уважения к истории собственной страны. Учитывая все это и то обстоятельство, что время, отведенное на изучение отечественной истории, все же ограничено, в настоящем сочинении отсутствуют разделы, посвященные специально художественной культуре, описанию быта, достижений науки и техники на тех или иных временных этапах. И напротив, упор сделан на рассмотрение развития главных тенденций политического и экономического развития. В хронологическом плане рассказ доведен до конца 1991 г., т.е. до распада СССР. Развитие современной нам России историей еще не стало; какая это будет история – зависит от нас.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: