Политическая структура и общественное движение в России в XIX в

С середины ноября армия Осман-паши, стиснутая в Плевне в четыре раза превосходившим её кольцом русских войск, стала испытывать недостаток продовольствия. На военном совете решено было пробиться сквозь линию обложения. 28 ноября турецкая армия после упорного боя была отражена по всей линии и отошла в Плевну, где и сложила оружие.

Русская армия, насчитывавшая 314 тыс. человек против свыше 183 тыс. человек у противника, перешла в наступление. Возобновила военные действия против Турции сербская армия. Западный отряд генерала Гурко (71 тыс. человек) в трудных условиях перешёл через Балканы и 23 декабря 1877 г. занял Софию. В тот же день начали наступление войска Южного отряда генерала Ф.Ф. Радецкого и в сражении при Шейново 27-28 декабря окружили и взяли в плен 30-тысячную армию Вессель-паши. 3-5 января 1878 г. в сражении под Филиппополем (Пловдивом) была разбита армия Сулейман-паши, а 8 января русские войска заняли Адрианополь.

На Кавказе русские войска действовали под руководством генерала от инфантерии М.Т. Лорис-Меликова. В мае 1877 г. горцами при поддержке турецких эмиссаров был поднят мятеж в Абхазии (еще помнились уроки Кавказской войны). К июню всё черноморское побережье до Адлера было занято турками. Турецкие войска оставили Сухуми только 19 августа, после подхода к русским войскам в Абхазии подкреплений из России. Временное занятие турками Черноморского побережья повлияло на Чечню и Дагестан, где также вспыхнули восстания. Вследствие этого там были вынуждены задержаться две русские пехотные дивизии. Тем не менее, русские войска, начав действия против Турции, заняли Баязет и Ардаган. 6 июня Баязетская цитадель, занятая русским гарнизоном численностью в 1600 человек, была осаждена войсками Фаик-паши (25 тыс. человек). Осада продолжалась до 28 июня, когда была снята вернувшимся отрядом Теркугасова. После этого Баязет был русскими войсками оставлен. В июле-августе в Закавказье наступило продолжительное бездействие, вызванное тем, что обе стороны выжидали прибытия подкреплений. 20 сентября, по прибытии 1-й гренадерской дивизии, русские войска перешли в наступление под Карсом. 6 ноября, после трехнедельной осады, Карс был взят. После этого важного события главной целью действий русских войск стал Эрзерум, но до заключения мира его взять так и не удалось.

Итак, итогами развития России во второй половине XIX в. стали: обострение социальных противоречий вследствие кризиса сословной структуры и политической системы, которые так и не были глубоко реформированы, несмотря на попытки таких реформ; территориальный рост государства, который привел к обострение отношений России с соседями, в первую очередь – Англией (в Средней Азии), Австрией (на Балканах), Японией (на Дальнем Востоке).

Главой Российской империи являлся император, получавший власть только по наследству, и только по прямой мужской нисходящей линии. Органом, координирующим деятельность всех государственных учреждений, являлся Совет министров (с 1861 г., неофициально – с 1857 г.). Высшим органом исполнительной власти являлся Комитет министров (с 1802 г.). Министры, назначаемые императором, руководили министерствами. В 1802 г. Александр II сформировал 8 министерств: внутренних дел, иностранных дел, финансов, юстиции, коммерции (это министерство было создано еще Павлом I, Александр образовал его вторично), военное, морское, народного просвещения. Последнее в 1817 г. было переименовано в министерство духовных дел и народного просвещения, и ему фактически стал подчиняться Святейший Синод. Николай I создал еще два министерства: императорского двора (1826 г.) и государственных имуществ (1837 г., управляло казенными землями). Министерство императорского двора напрямую подчинялось императору, в его структуру входила СЕИВК. В 1865 г. было создано одиннадцатое министерство – путей сообщения. Наконец, статус министерства имел Государственный контроль – специализированный орган, созданный в 1811 г., занимавшийся ревизией бюджета государства в целом и государственных учреждений по отдельности. Таким образом, к 1894 г. в России было 12 министерств (с Госконтролем). СЕИВК, расцвет влияния которой пришелся на годы правления Николая I, имела собственную структуру: I отделение (1826 г.) руководило кадровой политикой и занималось делопроизводством; II отделение (1826 г.) занималось кодификацией (руководитель М.М. Сперанский); III отделение (1826 г.) занималось цензурой и политическим сыском, ему был придан корпус жандармов (руководитель А.Х. Бенкендорф); IV отделение (1826 г.) заведовало заведовало благотворительными учреждениями и женскими образовательными заведениями; V отделение (1236 г.) было создано для разработки реформы государственных крестьян (руководитель – П.Д. Киселев); VI отделение (1842 г.) готовило реформу управления Кавказом. Высшим органом судебной власти был Сенат. Сенаторы назначались императором. Сенат осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников, а с 1864 г. стал еще и высшей кассационной инстанцией. Государственный совет был высшим законосовещательным учреждением (с 1810 г.). Члены Госсовета назначались императором. Госсовет рассматривал законопроекты до их поступления к императору. Состоял из четырех департаментов и Государственной канцелярии.

Местное управление, помимо назначаемых императором губернаторов и их штатов, было представлено земствами и городскими учреждениями. Земское управление состояло из губернских и уездных собраний (распорядительные органы) и управ (исполнительные органы). Население по куриям избирало гласных (депутатов) в уездные земские собрания. Депутаты уездного земского собрания избирали депутатов губернского земского собрания и членов уездной земской управы. Депутаты губернского земского собрания избирали членов губернской земской управы. Подобным образом формировались и органы городского самоуправлениягородские думы (избирались населением по куриям), городские головы и городские управы (избирались думами).

Местное самоуправление в России. Земская реформа была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. По закону роль распорядительных органов выполняли губернские и уездные земские собрания, члены которых избирались по трем избирательным группам, называемым куриями. К первой избирательной курии относились уездные помещики, владевшие землей определенных размеров, которые устанавливались в зависимости от местности. Нормы колебались от 200 до 800 десятин. В эту же курию входили крупные торговцы и промышленники, имевшие в уезде предприятия, дающие доход не менее 15 тыс. руб. в год. Второй была городская курия. В ней состояли городские жители, имевшие купеческие свидетельства, владельцы торгово-промышленных предприятий в черте города с годовым оборотом не менее 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимого имущества стоимостью от 500 до 3 тыс. руб. в зависимости от величины города. В крестьянской курии (третьей) избирательным правом пользовались все крестьяне-домохозяева. Однако для третьей курии выборы были многостепенны. Вначале на волостных сходах избирались выборщики данного уезда, которые затем уже выбирали гласных уездного земского собрания. Поскольку от каждой курии избиралось примерно равное число гласных, то крестьяне всегда оказывались в меньшинстве. На первых же выборах в 29 губерниях уездных земских собраний из дворян было около 42%, из крестьян – 38% гласных. Выборы в губернские земские собрания проводились гласными уездных земских собраний. Распределение числа гласных по куриям здесь оказалось еще больше в пользу имущих. По тем же 29 губерниям дворяне получили 74%, крестьяне – 11% мест.

Губернское земское собрание состояло из гласных, избираемых тайным голосованием уездными земскими органами. Положение предусматривало на 6 уездных гласных одного губернского депутата. Уездные и губернские земские собрания являлись представительными органами земств. Помимо гласных, в состав уездного земского собрания входили по должности председатель и члены уездной управы. Срок полномочий представительного органа уезда и губернии устанавливался в три года. В уездном собрании председательствовал уездный предводитель дворянства. В отношении председательствующего в губернском собрании делалась оговорка: губернский предводитель дворянства руководил работой собрания только в том случае, если император не назначил для председательствования другое лицо. Земские собрания были очередными и чрезвычайными. Созыв очередных собраний и их продолжительность строго регламентировались. Уездные сессии собирались не позднее сентября и не могли длиться более 10 дней, губернские – не позднее декабря и продолжались в течении 20 дней

Исполнительными органами земств являлись уездные и губернские управы. Уездная управа избиралась на три года уездным собранием из числа гласных этого представительного органа и состояла из председателя и двух членов. Собрание было вправе увеличить число членов управы до шести человек. Губернская земская управа состояла из председателя и шести членов, избираемых губернским собранием сроком также на три года. Председатель губернского исполнительного органа утверждался в должности министром внутренних дел. Таким образом, правительственные учреждения имели возможность оказывать влияние на комплектование земских органов губернского масштаба.

Предметами ведения органов земств были: заведование имуществом, капиталами и денежными сборами; устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений, путей сообщения; меры обеспечения народного продовольствия; заведование земскими благотворительными заведениями; способы прекращения нищенства; управление делами взаимного земского страхования имущества; попечение о развитии местной торговли и промышленности; участие в попечении о народном образовании, о народном здравии и тюрьмах; содействие предупреждению падежей скота; охрана хлебных посевов и др. На органы земств возлагалось также содержание арестантских учреждений и квартир для чинов полиции; этапная повинность и другие вопросы, которые нельзя характеризовать как местные.

Земства действовали под строгим контролем правительственных органов в лице губернатора и местной полиции. Губернатор мог приостановить любое постановление земства по мотивам нарушения законов либо по соображениям противоречия государственным интересам, что могло истолковываться как угодно. Сенат принял специальное постановление, запрещавшее сношения земств друг с другом. Земствам запрещалось публиковать свои постановления и отчеты без разрешения губернатора.

Доходы земского учреждения состояли из губернского земского сбора, субвенций государства, т.е. целевых дотаций на решение конкретных вопросов (например, на содержание местных путей сообщения). Определенную доходную часть местного бюджета составляли частные пожертвования, прибыль от торгово-промышленной деятельности земств и его учреждений и предприятий. Для покрытия дефицита земства могли устанавливать дополнительные сборы.

В ходе реализации земской реформы земские учреждения возникли лишь в 34 губерниях Европейской части России.

Согласно «Городскому положению» предусматривалось создание системы городского самоуправления, включающего городскую думу и городскую управу. Распорядительным органом городского самоуправления являлась городская дума, исполнительным – городская управа, которую возглавлял городской голова, он же был председателем городской думы. Гласных в думу могли избирать только плательщики городских налогов (владельцы торгово-промышленных предприятий, домовладельцы и пр.). Все избиратели делились на три курии в зависимости от имущественного положения. Каждая из курий имела равное число гласных. В первую курию входили наиболее крупные налогоплательщики, во вторую – средние, в третью – мелкие собственники. Первые две курии выбирали 2/3 гласных, но вместе они составляли лишь 13% общего числа избирателей. Неимущие практически лишались избирательных прав. Действовало общее правило: в состав избирательных комиссий допускались только русские подданные, достигшие возраста 25 лет. За женщин могли голосовать по доверенности уполномоченные ими отцы, мужья, сыновья, зятья и родные братья. Городская дума избиралась на срок 4 года. Численность гласных в городских представительных органах составляла от 30 до 70 человек. Положение устанавливало, что там, где население не превышает 300 человек, в Городской Думе должно быть 30 гласных. Там же, где число более 300, на каждые 150 человек свыше этого числа прибавляется по 6 гласных, но не более 72. Городская дума избирала из своего состава городскую управу. Городское самоуправление находилось в еще большей зависимости от администрации, чем земства. Городской голова уездного города утверждался губернатором, губернского – министром внутренних дел.

Таким образом, абсолютная монархия в России была незыблема. Сохранение и укрепление системы абсолютизма и сословных порядков (слабые и несамостоятельные органы местного самоуправления вряд ли можно считать демократическими институтами) порождали рост общественного движения, направленного против существующего социально-политического строя. Развитие общественного движения в России в XIX в. традиционно делится на три этапа:

дворянский этап (до 1825). Для этого периода характерно распространение антиабсолютистских взглядов в среде дворянства, в особенности – военного. Именно офицеры создали в Петербурге первые подпольные кружки – «Союз спасения» (1816 г.) и «Союз благоденствия» (1818 г.). В 1821 г. на базе распавшегося «Союза благоденствия» сформировались Северное и Южное общества. Идейными основами дворян – членов тайных обществ, были как либерализм (проявившийся в программном документе Северного общества – «Конституции» Н. Муравьева), так и радикализм (программа Южного общества – «Русская правда» П. Пестеля), но все они выступали против крепостничества и абсолютизма. После отхода Н. Муравьева от движения, в Северном обществе к руководству пришли молодые радикалы. Они и стали инициаторами восстания «декабристов» (восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., в день восшествия на престол Николая II), поддержанного Южным обществом (восстание Черниговского полка, 26 декабря 1825 – 3 января 1826 гг.);

разночинский этап (до 1881). Этап характеризуется участием в общественном движении выходцев «из разных чинов» – различных сословий (т.е. общественное движение стало более массовым). Первоначально, в правление Николая I, в условиях жесткой цензуры, основой идей движения стал либерализм, а само оно свелось к теоретическому спору между славянофилами и западниками о судьбах России. После реформы 1861 г. их движение пошло на спад.

«Западники» и «славянофилы» – это приверженцы двух противоположных течений российской общественной мысли, сформировавшихся к 30-х гг. XIX в. Суть дискуссии между этими течениями сводилась к определению роли России в мировой истории, оценке ее предыдущего и уточнению направлений дальнейшего развития относительно западной цивилизации.

И западничество, и славянофильство явились реакцией общественно-политической мысли России на процессы модернизации государства, экономики и общества, начавшиеся еще в эпоху Петра I. Модернизация, внешне имевшая характер европеизации, привела, с одной стороны, к значительному росту темпов экономического развития России, с другой – способствовала оформлению абсолютистского строя. Система российского абсолютизма доказала свою жизнеспособность, разгромив в 1812-1815 гг. наполеоновскую империю, но, одновременно, этим она закрыла себя для доступа либерально-буржуазных преобразований. После смерти Александра I курс на строгое дозирование либеральных преобразований продолжил Николай I. В этих условиях деятельность государственной машины российским обществом воспринималась неоднозначно. Одни видели в ней некий отход от того вектора развития, который задал России Петр Великий – сближение с Европой; николаевская политика ими воспринималась как реставрация восточной деспотии. Другие, напротив, не различая европеизацию и модернизацию, воспринимали последнюю как насильственное внедрение чужеродных элементов западной цивилизации в цивилизацию российскую, связывая с этим все беды России и ее народа.

Основными представителями «западничества» в России были В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарев, Т. Грановский, С. Соловьев, К. Кавелин, В. Боткин, Е. Корш, П. Анненков, М. Катков, И. Тургенев, П. Чаадаев, Б. Чичерин. Западники считали, что Россия и Европа имеют общие культурно-исторические корни, следовательно, развиваются одинаково, проходя одни и те же стадии. Россия является частью европейской цивилизации, основа которой – человеческая личность – первоисточник «всякой свободы и всякого развития» (К. Кавелин). Права человека, индивидуализм – вот главные ценности Запада, которые должны получить развитие и в России. Славянофилы, главными апологетами которых являлись А. Хомяков, братья И. и П. Киреевские, братья К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин, А. Кошелев, В. Черкасский, И. Беляев, утверждали, что Россия имеет собственный путь развития, является особой цивилизацией. Основой ее выступают община и православие. История Европы полна борьбы отдельных личностей, сословий, политических групп, деспотических государств, основанных на насилии; история России – это союз государства и народа, опекаемого государством от внешних нашествий и социальных катаклизмов. Причина неустроенности жизни в Европе и гармонии общества в России в том, что западный человек стремиться удовлетворить свои низменные материальные потребности, в то время как россиянин больше печется о внутреннем, духовном развитии.

По вопросу о дальнейшем развитии России в среде западников не было строгого единства. Либералы Т. Грановский, В. Боткин, К. Кавелин и др. считали идеалом общественно-политического устройства английскую модель – ограниченную законами монархию. Радикально настроенные западники, А. Герцен, Н. Огарев, В. Белинский, считали, что Россия должна не только догнать Европу, но и вместе с ней вступить в новую фазу – социализм. Несколько иначе представляли себе будущее России славянофилы. Признавая необходимость отмены крепостного права и отхода от деспотических методов управления, они настаивали на сохранении самодержавия и восстановлении Земских соборов, через которые народ мог бы выражать собственное мнение. Славянофилы не призывали к полному разрыву с Европой, но считали необходимым преодоление раскола русского общества.

Несмотря на противоречия, наблюдаемые между славянофилами и западниками, у этих течений российской общественной мысли много общего. И те, и другие признавали необходимость демократических социальных, экономических и политических преобразований.

Под воздействием революций 1848-1849 гг., их подавления, а также в условиях начавшейся подготовки к отмене крепостного права во второй половине 1850-х гг. западничество окончательно распадается на либеральное и радикальное направления. Либералы во главе с К. Кавелиным приняли сторону власти, вставшей на путь буржуазных преобразований. Радикальные идеи А. Герцена («русский социализм») легли в основу идеологии народничества. Славянофилы также приняли участие в обсуждении проектов отмены крепостного права, сблизившись с либеральными западниками.

Половинчатость и даже лицемерность реформ Александра II породили новый виток общественного движения – революционное народничество (идеологию крестьянской революции). Теоретически народничество делилось на три течения (заговорщическое, идеолог – П. Ткачев; бунтарское, идеолог – М. Бакунин; пропагандистское, идеолог – П. Лавров). Вначале самым популярным было пропагандистское направление, но позднее на первый план выдвинулись сторонники индивидуального террора. Самая мощная народническая организация – «Земля и воля», образованная в 1876 г. – в 1879 г. распалась на «Черный передел» (сторонники пропаганды) и «Народную волю» (сторонники террора). Последние в 1881 г. совершили убийство Александра II;

Направления общественно-политического движения в 1861-1881 гг. Историки в общественном движении пореформенной России выделяют три главных направления: революционное, либеральное и консервативное. Эти направления идентифицируются по важнейшим признакам, таким как цели движения и методы их достижения.

Революционное направление имело целью коренное социально-экономическое переустройство российского общества на принципах социализма, что требовало свержения существующего политического строя насильственным путем, т.е. через революцию. Сторонники революционного направления были самыми активными, организованными и многочисленными участниками общественно-политического движения.

Либеральное направление ставило целью изменение политической, социальной, экономической систем с приведением их в соответствие с западной буржуазно-демократической, капиталистической моделью. Эти изменения, по мнению представителей либерального направления, должны были происходить постепенно, последовательно, путем реформ, осуществляющихся «сверху». Либеральное движение было аморфно, слабо организовано, внутри его существовали серьезные разногласия.

Консерваторы настаивали на сохранении самодержавия, дворянских привилегий (в том числе – помещичьего землевладения), признавая реформы только как «необходимое зло», позволяющее абсолютизму адаптироваться в новых условиях с минимальными потерями для господствующего класса. Консервативное направление являлось отражением политики правительства в общественном движении.

Главными идеологами консервативного направления общественно-политического движения 1860-1870-х гг. были высшие государственные чиновники Д. Толстой (обер-прокурор Синода, затем – министр народного просвещения), П. Шувалов (начальник Третьего отделения императорской канцелярии), К. Победоносцев (сенатор, член Государственного совета, воспитатель наследников престола Александра Александровича и Николая Александровича, первоначально известный своими либеральными взглядами), влиятельные публицисты В. Мещерский (издатель журнала «Гражданин»), М. Катков (издатель газеты «Московские ведомости», ранее – либеральный западник) и другие представители бюрократического аппарата и официальных печатных изданий. Своей главной задачей консерваторы видели недопущение расширения реформ, сохранение дворянских привилегий, защиту самодержавной формы правления.

Лагерь либерального направления составили и представители западничества (К. Кавелин, Б. Чичерин), и сторонники славянофильства (А. Кошелев). Рупорами либерализма стали журнал западников «Вестник Европы» (М. Стасюлевич) и журнал славянофилов «Русская беседа» (А. Кошелев). Деятельность западников и славянофилов сводилась к дискуссии о путях развития России, они были либералами-теоретиками. Практиками либерального движения стали представители местных выборных органов – дворянских собраний и земств. Деятельность их заключалась в пропаганде идеи Конституции и подаче ходатайств («адресов») на имя императора о создании представительного органа общероссийского масштаба. В конце 1870-х гг. земское либеральное движение получило новый толчок к развитию на фоне подъема патриотизма в годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и деятельности М. Лорис-Меликова, назначенного председателем Верховной распорядительной комиссии, а затем – министром внутренних дел, который ослабил цензуру, усилил борьбу с терроризмом, предложил созвать комиссию для подготовки проекта созыва представительного собрания (политика М. Лорис-Меликова получила название «диктатура сердца»). Представители земств стали собираться на негласные съезды. На одном из таких съездов в 1879 г. в Москве окончательно оформился нелегальный «Земский союз».

Революционное направление оформилось на основе идеи «русского социализма» А. Герцена и Н. Огарева (издавали в Лондоне журнал «Колокол»), развитой Н. Чернышевским и Н. Добролюбовым (издавали журнал «Современник»). Основатели «русского социализма» полагали, что к социалистическому строю можно прийти путем реформ, в этом плане они были близки к либералам и готовы сотрудничать с ними, что отразилось в содержании подпольного листка «Великорус» (1861 г.). С целью объединения усилий и пропаганды своих идей соратник Н. Чернышевского Н. Серно-Соловьевич со своими сподвижниками образовали в 1861 г. тайную организацию «Земля и воля». Однако среди студенческой молодежи, воспринявшей идеи «русского социализма», все более распространялось мнение о насильственном свержении старого и установлении нового строя. Эта идея была ключевой в подпольных листовках «Молодая Россия» и «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Так возникло народничество – идеология установления социалистического строя в результате крестьянской революции. «Землевольцы» ждали, что в 1863 г. (год начала выкупных операций) грянет крестьянская революция. Однако этого не произошло, и «Земля и воля» самораспустилась (1864 г.). Московское отделение отказалось от самороспуска. Его активные члены Н. Ишутин и Д. Каракозов создали свою организацию «Ад», которая, помимо пропаганды революции, впервые сделала методом своей борьбы индивидуальный террор. В 1866 г. Д. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II, после чего группа «Ад» была разгромлена правительством. В 1869 г. остатки группы были организованы авантюристом С. Нечаевым в новый революционный кружок – «Народная расправа». Правительство организовало показательный процесс над «нечаевцами», надеясь дискредитировать народничество, однако его идеи получали в России все большее и большее распространение, приводя к образованию новых революционных групп.

В начале 1870-х гг. среди народников наибольшую популярность получили идеи П. Лаврова. В Петербурге несколько революционных групп объединились в крупнейший кружок «чайковцев» (руководители – Н. Чайковский, М. Натансон, С. Перовская). «Чайковцы» были причастны к организации по большей части стихийного широкого пропагандистского движения – «хождения в народ» (1874-1876 гг.). «Пропагандистов» арестовывали и сажали в тюрьмы, крестьяне не понимали их агитации, и «хождение в народ» постепенно затухло само собой. Группа «чайковцев» была разгромлена правительством.

В 1876 г. в Петербурге часть бывших «чайковцев» и других участников «хождения в народ» образовала новую тайную организацию, названную в честь первенца народнического движения «Землей и волей». «Земля и воля» методами своей работы считала как революционную словесную агитацию (этим занималась группа «деревенщиков»), так и «пропаганду фактами» (порученную группе «дезорганизаторов»). Террористическая деятельность рассматривалась как вспомогательное средство. Организация имела свою программу (свержение самодержавия революционным путем, передача земли крестьянам, введение мирского самоуправления). «Землевольцы» надеялись на поддержку широких масс населения, но ошиблись, – организованная ими в Петербурге в 1876 г. первая в России политическая демонстрация закончилась избиением демонстрантов горожанами, а вторично предпринятое «хождение в народ» было пресечено полицией. На фоне этих неудач молодым народникам казался более предпочтительным путь, предложенный П. Ткачевым: государственный переворот с последующими социальными преобразованиями. Главным методом в этих условиях должен был стать индивидуальный террор. Положение усугублялось набиравшими силу репрессиями властей против народников. В 1878 г. народница В. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф. Трепова, «землеволец» С. Кравчинский убил шефа жандармов Н. Мезенцева, в 1879 г. член «Земли и воли» А. Соловьев стрелял в Александра II. Группа «деревенщиков» была против превращения «Земли и воли» в террористическую организацию. В результате в 1879 г. «Земля и воля» распалась на две самостоятельные организации: бывшие «деревенщики» (Г. Плеханов, Л. Дейч, П. Аксельрод) образовали пропагандистский «Черный передел», а бывшие «дезорганизаторы» (А. Желябов, С. Перовская, Н. Морозов) – террористическую «Народную волю». «Народовольцы» произвели ряд покушений на Александра II, надеясь вызвать его физическим устранением панику в правительстве и народное восстание. 1 марта 1881 г. очередное покушение закончилось убийством императора.

рабочий этап1881). После разгрома Александром III организаций революционного народничества, в России начал распространяться марксизм (идеология пролетарской революции). Методом марксистов была пропаганда революции среди рабочих. Первая русская марксистская организация – «Освобождение труда» – возникла в Женеве в 1883 г. под руководством Г. Плеханова (ранее – одного из руководителей «Черного передела»). Первая крупная марксистская организация в России была создана в Петербурге в 1895 г. В.И. Лениным («Союз борьбы за освобождение рабочего класса»).

Общественное движение после убийства Александра II. Усилия консерваторов, получивших полную поддержку правительства и императора Александра III, были сосредоточены на проведении контрреформ. Главными идеологами контрреформ стали новый обер-прокурор Синода К. Победоносцев и новый министр внутренних дел Д. Толстой.

Либеральное движение, сосредоточенное в земствах, в годы правления Александра III несколько сузило свои программные требования. Это было связано с ограничением прав земств. Теперь либералы выступали уже не за Конституцию и выборы во всероссийское Учредительное собрание, а за введение всеобщего начального образования, отмену телесных наказаний, создание волостной земской единицы. Место самоликвидировавшегося Земского союза как организатора либерального движения занял Комитет грамотности при Вольном экономическом обществе, главную роль в котором играли П. Гейден, В. Вернадский, Д. Шаховской, братья С. И Ф. Ольденбурги, а также другие общественные организации, такие, как, например, Общество русских врачей. Либеральное движение 1880-1890-х гг. значительно усилилось и за счет т.н. либерального народничества, идеологами которого стали Н. Михайловский, В. Воронцов, С. Кривенко, В. Короленко (издавал главный печатный орган либеральных народников – журнал «Русское богатство»). После разгрома народнических организаций многие народники, разочаровавшись в революционной борьбе, перешли на сторону либерализма, утверждая, что основу социалистического общества можно построить путем реформ. Народники-либералы выступали за расширение крестьянского землевладения, поддержку общин и производственных артелей, кредитование крестьянских хозяйств, уравнение сословий в правах. Примыкали к либералам и т.н. «легальные марксисты» (лидер – П. Струве), которые основывали свое мнение о необходимости буржуазных реформ на марксистском учении о закономерности капитализма. В целом либеральное движение 1880-1890-х гг. было сосредоточено не столько на требованиях политических реформ, сколько на пропаганде конкретной деятельности, которая должна была способствовать повышению уровня образованности и материального благополучия народа. Такая позиция либерализма получила название «теории малых дел».

Передним краем общественно-политического движения в конце XIX в. по-прежнему оставалось революционное направление. После убийства «народовольцами» Александра II и разгрома правительством народнических организаций, народничество как идеология пришло в упадок. Крестьяне оказались политически инертной массой, капиталистические же отношения в стране бурно развивались. С начала 1880-х гг. в России начинает проявляться стихийное рабочее движение (стачки, демонстрации), вызванное тяжелым материальным положением рабочего класса. В этих условиях идеологической основой революционного движения становится марксизм. Первыми русскими марксистами стали эмигрировавшие из России руководители «Черного передела» – Г. Плеханов, П. Аксельрод, Л. Дейч, В. Засулич. В 1883 г. в Женеве они создали марксистскую группу «Освобождение труда». Члены группы, в соответствии с марксистским учением, отказались от идеи крестьянской революции, утверждая, что переход к социализму может произойти только в результате пролетарской социалистической революции, которой должна предшествовать буржуазно-демократическая революция. Ближайшей целью русские марксисты ставили создание политической партии, способной организовать рабочее движение. Идеи «Освобождения труда» были подвергнуты критике со стороны последовательных народников, но способствовали распространению марксизма в России, что привело к созданию в стране подпольных марксистских кружков. Первыми из них были группы Д. Благоева (Петербург, 1883 г.), М. Бруснева (Петербург, 1889 г.), Н. Федосеева (Казань, 1888 г.). К началу 1890-х гг. марксистские (социал-демократические) группы существовали более чем в 30 городах Российской империи. В это же время заметной фигурой русского марксизма становится В.И. Ульнов (Ленин). В отличие от Г. Плеханова и других «освобожденцев», В. Ульянов не воспринимал марксизм как догму, считая, что в уникальных условиях России, где рабочий класс малочислен, но сконцентрирован в немногих промышленных районах, а капитализм уже достиг высокого уровня развития, пролетарская революция возможна уже сейчас. Для ее подготовки В. Ульянов также предполагал организовать политическую партию, которая в своей деятельности должна использовать опыт революционной борьбы народников, в том числе – строгую конспирацию, централизацию, дисциплину. В 1995 г. при активном участии В. Ульянова в Петербурге была создана крупнейшая в России марксистская организация – «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Ее руководителями стали В. Ульянов, Г. Кржижановский, Ю. Цедербаум (Мартов). В этом же году В. Ульянов был арестован и сослан в с. Шушенское Енисейской губернии. Однако он продолжал нелегально переписываться с оставшимися на свободе членами «Союза». В 1898 г. представители «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и ряда других марксистских кружков собрались в Минске и объявили о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). РСДРП стала первой российской политической партией.

Итак, в результате реформ государственного управления в XIX в. сложилась принципиально новая политическая структура, однако и она была абсолютистской. Такая политическая система естественным образом вступала в противоречие с общественным развитием, что становилось причиной распространения антимонархических настроений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: