Р. Блейк и Дж. Моутонразработали так называемую «решетку лидерства», основанную на предположении о том, что лидеры организаций действуют в двух направлениях, которые обозначаются как «внимание на производство» и «внимание на людей» (рис. 7.1).
Рисунок 7.1 – «Решетка лидерства» Блейка и Моутон
В соответствии с тем, в какой степени лидер уделяет внимание этим направлениям, его лидерский стиль позиционируется в определенном квадрате «сетки»:
· 9;1: «управление по методу загородного клуба» (внимание к потребностям людей и созданию дружеской атмосферы);
· 1;9: «авторитарность» (побуждение к четкому выполнению приказов и распоряжений, внимание к работе);
· 1;1: «обедненное управление» (расходование минимума энергии для сохранения работоспособности организации);
· 9;9: «групповое управление» (работа делается преданными организации людьми, взаимозависимость и осознание общей судьбы ведет к взаимодоверию и взаимоуважению);
· 5;5: «манипулирование» (функционирование организации поддерживается на основе компромиссов и морализирования, производство и мораль поддерживается на средних уровнях).
В данной «решетке» представлены пять базовых типов лидерского поведения, которые можно интерпретировать следующим образом:
· 9;1 — Демократ (коллективист);
· 1;9 — Диктатор (авторитарный, директивный тип);
· 1;1 — Пессимист (либеральный тип);
· 9;9 — Организатор (деловой тип, компетентный);
· 5;5 — Манипулятор (интеллектуал).
Указанные типы выступают основой для интерпретации всех квадратов «решетки» (например, 8;2 – коллективист, а 8;8 – деловой тип). За основу берутся базовые типы, и учитываются диагональные значения.
Блейк и Моутон полагали, что стиль, соответствующий координатам 9;9, является лучшим стилем лидерства. По их мнению, это наиболее эффективный стиль, обеспечивающий создание работоспособных команд. Менеджер с координатами 5;5 находится на полпути к совершенству, а менеджеры с координатами 9;1 и 1;9 представляют собой крайности.
Используя «решетку лидерства», менеджер может определить не только свой стиль лидерства, но и проанализировать стили, которых придерживаются его коллеги, партнеры, конкуренты.