double arrow

Социальный плакат

В позитивном аспекте производственно–полити­ческую тематику разрабатывал в плакате талант­ливый художник А. Дейнека. Другим направлением его агиттворчества было продвижение в массы здорового образа жизни, спортивная тема­тика. К 1933 г. относится его известный плакат «Физкультурница». На первом плане – крупная фигура метательницы диска в напряженном развороте, на втором – юноша, поражающий мишень из винтовки, а на дальних планах тренируются бегуны, соревнуются мотоциклисты. На плакате перефразированная цитата В. Маяковского:

Работать, строить

и не ныть! Нам к новой жизни

путь указан. Атлетом можешь

ты не быть,

Но физкультурником – обязан.

Выразительно исполненный пла­кат А. Дейнеки – веское подкреп­ление того движения за укрепле­ние здоровья нации, которое ак­тивно проходило в стране под де­визом «Будь готов к труду и обо­роне!».

Такого рода проблематика соприкасается с той тематической линией, которая в наши дни име­нуется социальной рекламой. В ряду ее сюжетов – воплощение идеи социального равенства муж чины и женщины. Показателен в этом плане плакат Г. Шегаля 1931 г. «Долой кухонное рабство, Даешь новый быт!». Художник максимальной концентрации ис­пользует прием контраста. На пер­вом плане главные приметы старо го быта: слева – спиной к зрителю женщина за корытом, над ним су­шится выстиранная ветхая оде­жонка. Справа – кастрюля на примусе, груда тарелок. В центре вторая женщина в ярко–красной косынке и платье такого же цвета, открывающая дверь в светлый новый быт. Видны корпуса новостроек с вывесками: «Клуб», «Столовая», «Фабрика–кухня», «Ясли». В сквере играют радостные дети, и небо со­вершенно безоблачно. Убедительный плакат. На наш взгляд, его недос­таток в повествовательности, чрезмерной детализации изображения вплоть до паутины в одном из темных углов старорежимной кухни. Но общая идея произведения выражена четко и вполне доходчиво. «К учебе, к станку, к. общественной жизни!» – призывает женщин плакат Лоды­гина (1933).

И по итогам прошедших перемен плакат М. Волковой и Н. Пинус утверждает: «Да здравствует равноправная женщина СССР, активная участница в управлении государством, хозяйственными и культурными делами страны!» (1938). Эта плакатная тема продолжала варьироваться и в послевоенный период вплоть до конца 80–х годов. Зрелищный плакат не менее характерен для 30–х годов зрелищный плакат, в первую очередь посвященный популя­ризации кинофильмов. Но в этой области также «былая острота рекламной формы смягчалась, стали широко применяться в плакате принципы станковой композиции, манера исполнения также все более склонялась к традициям станковой графики и даже живопи­си». На поверку эта тенденция выливалась в иллюстративность, в увеличенное фотоизображение некоторых кинокадров, заполняв­ших плакатное поле. Это стало типовым приемом плакатистов А. Вельского, В. Климашина, М. Длугача. Здесь по большей части оставался в небрежении совет Я. Тугендхольда: «Задача киноплака­тиста заключается в том, чтобы подняться над кадрами, схватить какую–то общую суть картины и дать зрителю нечто наиболее ха­рактерное и синтетичное». К подобным решениям советские ки­ноплакатисты придут ближе к 60–м годам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: