Социальная тематика плакатов

Значительно содержательнее выглядело направление агитационно–рекламного творчества, освещавшее насущную едва ли не самую чувствительную проблему той поры – борьбу за мир и всеобщее разоружение. Талантливый плакатист В. Иванов создает очень светлое, искреннее произведение. Почти все пространство плакатного листа занято изображением девочки–дошкольницы с поднятой рукой, которая отстраняет нависшую угрозу. Текст пре­дельно прост и точен: «Не надо войны!». Бесхитростный сюжет, но вдохновенно исполненный.

Заслуженно всемирную известность получил плакат Н. Чарухина «Пусть всегда будет небо!», стилизованный под детский рису­нок с неуверенными, как бы детской рукой начертанными, буква­ми. На эту тему выразительные композиции создали также Н. Ватолина и Н. Терещенко.

Создавались также плакаты, формирующие установку на здоро­вый образ жизни, агитирующие за спорт и против губительных привычек типа алкоголизма или курения. На Всесоюзной выставке 1963 г. именно эта группа работ вызвала наибольшее одобрение коллег. Было отмечено эмоциональное отторжение, которое у нор­мальных людей вызывает фигура опустившегося человека с потух­шим взглядом на плакате художника А. Андриасяна. Закреплял впечатление текст:

Водкой калечишь не только себя, Сам погибаешь, и гибнет семья.

Концентрированно передает эмоциональный заряд на преодо­ление опасности алкоголизма плакат Б. Решетникова «Ни капли!» (1961): рука взрослого останавливает ребенка, который, любопытст­вуя, собирается испробовать винное зелье. Художник принял дея­тельное участие в интересно задуманном альбоме плакатных произ­ведений, созданных художниками 60–х годов на стихи Владимира Маяковского 1929–1930 гг., посвященных здоровому образу жизни. Издание было предпринято Институтом санитарного просвещения. Наиболее выразительна интерпретация Б. Решетниковым строк Маяковского «Курить бросим – яд в папиросе»: дым зажженной сигареты образует руки невидимого существа, которое смыкает их на горле курящего.

Свежую струю в плакатное творчество второй половины 60–х вносили участники объединения «Агитплакат» при Союзе художни­ков РСФСР. Оно сформировалось в 1956 г. и опиралось на тради­ции «Окон РОСТА» и «Окон ТАСС» в условиях мирного времени. Этому объединению удавалось наиболее оперативно откликаться на злобу дня.

Продолжал выпускать сатирическую продукцию ленинградский «Боевой карандаш». По итогам выставки плаката 1963 г. рецензент отмечала:

Темы, которые поднимает «Боевой карандаш», всегда конкрет­ны, всегда бьют в определенную цель. Малый формат листов, хо­рошее качество печати – все эти общие для плакатов «Боевого ка­рандаша» качества делают их ясными, доступными и художественно привлекательными. Метафора – одно из сильнейших средств сати­ры, и в «Боевом карандаше» она находит себе самое широкое при­менение.

Однако продукция «Агитплаката» получила в этом отзыве до­вольно отрицательную оценку.

Зрелищные плакаты: выразительность художественных приемов

В наибольшей мере элементы обновления на рубеже 50–60–х годов коснулись зрелищного плаката. Именно здесь после многолетнего перерыва вновь стали использоваться ве­дущие выразительные художественные приемы плакатного творче­ства: гипербола, метафора, гротеск и другие аспекты условности.

Расширение диапазона художест­венных средств и решений в кино­плакате происходило в основном за счет того, что художники уверовали в возможность не только иллюстриро­вать кинофильм (эта задача, конеч­но, не была снята с повестки дня), но и давать его активную интерпре­тацию в формах, отличных от языка кинематографа.

Новые тенденции охватывают твор­чество художников, группирующихся вокруг фабрики «Рекламфильм». Одной из первых работ, преодолевающих ка­ноны плоской натуралистичности, ста­ла кинореклама С. Дацкевича. Его пла­кат к фильму «Дитте – дитя челове­ческое» (1957) решен в подчеркнуто условной манере. Героиня фильма предстает на плакате как неземное, почти прозрачное существо, олицетворяющее легкость, воздушность, в какой–то мере даже эфемерность человеческого бытия.

Контрастна по художественному решению, но сопоставима по изобретательности с плакатом С. Дацкевича работа Б. Зеленского, рекламирующая фильм «Высота»–(1957). В основном плакат решен! Нормативах реалистической традиции – компонентом условности выступают огромные, немыслимые в реальности, буквы названия фильма. На переднем плане главный герой фильма, взгляд которого устремлен ввысь. В целом же произведение выглядит вполне гар­монично и достигает эстетического эффекта.

Специалисты отмечают: «… с Б. Зеленским в советский кино–плакат входит эмоционально насыщенный цвет. Он был первым, кто показал пример объединения в плакате реалистического порт­рета с цветовой условностью». Особо показательно в этом отношении рекламное сопровождение фильма С. Юткевича «Отелло» (1955). Эф­фектное цветовое сочетание ярко–красного и бежевого создает предельный лаконизм и выразительность композиции этого плаката.

Элементы карикатурности, шаржа использует в своих кинопла­катах художник М. Хейфиц. Таковы его работы к фильмам «Поло­сатый рейс» и «Карнавальная ночь».

Молодые авторы (В. Островский, Ю. Царев, В. Каракашев) активно ис­пользуют ранее забытые изобразитель­ные приемы. Их почерк отличают мно­голикая метафоричность, в известной мере – недосказанность. Таковы, на­пример, плакаты к фильмам 60–х «Девять дней одного года» (В. Островский), «Иваново детство» (Ю. Царев), «Бей, барабан!» (В. Каракашев). Именно эта плеяда сформировала в дальнейшем главный настрой плакатного творчест­ва 70–х годов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: