double arrow

Эволюция плакатного мастерства


Сатирический плакат

Не менее велика была и роль сатирического плаката, который едко высмеивал претензии гитлеровского рейха на мировое господство, опровергал очередную ложь об одержанных победах, карикатурно изображал Гитлера и его пособников. Одна из наиболее известных карикатур Б. Ефимова – «Новый порядок». Она изображает европейские страны в тюрьме, выстроенной в форме свастики. В центре двора – виселица. И торжествующе глядит на это сооружение восседающий на крыше Гитлер. Подпись осведомляет: «Законченный архитек­турный проект здания Новой Европы. Автор – Адольф Титлер».

Плакаты и карикатуры В. Дени, Кукрыниксов, Б. Ефимова публиковались и в газетах. Кукрыниксы преимущественно работали для «Правды», Б. Ефимов – для «Известий» и «Красной Звезды», цен­трального органа Наркомата обороны СССР. О некоторых сюжетах карикатур мы расскажем в следующем параграфе.

Наиболее выразительные изображения и тексты размножались не только в плакатном варианте, но и в малоформатных видах. Фронтовые газеты издавали листовки, которые именовались изогазетой. Они распространялись и во вражеском тылу, Там были разоблачения нацистских мифов и призывы к немцам сдаваться в плен.




В эти годы малые формы рекламы использовали некоторые удачные плакатные сюжеты. Они тиражировались на табачных пачках, на и упаковках концентратов, поступавших на фронт, на открытках и конвертах. Правда, использовались конверты лишь в особо важных случаях. Основной формой фрон­товой переписки были «треуголки» – особым образом свернутые листы писчей бумаги. На них изображения отсутствовали – только штамп полевой почты и адрес доставки.

6.2.5 Развитие рекламной деятельности 50–60–х гг.

«Однотипные комбинации знамен, лавровых венков и кремлевских башен»

Плакатный жанр в 50–е годы переживал не лучшие времена. В этом виде творчества особенно заметно сказывались последствия оковывающей атмосферы периода культа личности Сталина. Хотя, как мы уже отмечали, идеологические каноны при Н.С. Хрущеве были смягчены, но все же их оставалось немало. И процесс согласования любого текста и изображения по–прежнему проходил множество инстанций, прежде чем произведение получало разрешение на тиражирование. Прежде всего, это относилась к политико–агитационному плакату. И именно это жанровое ответвление отличалось в 50–е годы наибольшей стандартизированностью и казенностью.

Мастера плакатного творчества не заблуждались относительно этих недостатков своей продукции и стремились их преодолеть. С этой целью были проведены два всесоюзных совещания по плакату в 1952 г. (Киев) и в 1963 г. (Москва), сопровождаемые представи­тельными выставками плакатов различных направлений. Эти вы­ставки наглядно демонстрировали обилие шаблонных, декларатив­ных образов и лозунгов, их напыщенную риторичность и лакировочность. Такая наглядность становилась основанием критических дискуссий на совещаниях и поиска путей преодоления очевидных творческих просчетов. Участники совещаний говорили, что основная беда подобных произведений не только в том, что в них повторялись либо определенная стандартная композиция, либо внешность героя плаката, но и, прежде всего в их однообразном эмоциональном «подтексте». Однажды найденный образ начинал имитироваться, повторяться многими художниками, и неудиви­тельно, что рождался трафарет, который, естественно, раздражал зрителя, вызывая у него неприятие плаката.



Вот это – самое серьезное обстоятельство: произведения, заду­манные в исходном варианте как убеждающие массовую аудиторию в преимуществах социалистического образа жизни, не просто били мимо цели, но порождали эффект бумеранга. Однообразно повторявшиеся лозунги типа «Народ и партия едины», «Строителям коммунизма – слава!» становились цветовым или шрифтовым пятном, лишенным смыслового содержания и вызывавшим раздражение все большего числа рядовых граждан.

По прошествии времени можно с достаточной степенью уве­ренности сказать, что именно подобная топорная наглядная агита­ция стала той ржавчиной, которая начала разъедать коммунистиче­скую идеологию. До краха монолита еще оставалось три десятиле­тия, но трещины в нем постепенно множились – их создавало по­стоянное несовпадение пафосных слов и реальных дел, всепрони­кающая фальшь, в том числе и на плакатных листах. «Особенно явно недостатки проявились в «выборных» плакатах, состоящих из однотипных комбинаций знамен, лавровых венков, кремлевских башен, а несколько позже летящих в космос ракет».







Сейчас читают про: