Вопросы для повторения. Рис.1.1. Кривая производственных возможностей

Рис. 1.2. Смещение КПВ

Рис.1.1. Кривая производственных возможностей

Из таблицы видно, что всякое увеличение производства ракет (с 0 до 6 штук) снижает производство зерна (с 5 млн. до 0 т), и наоборот. Линия АБВГДЕЖ, которую называют кривой производственных возможностей (production possibility curve), показывает альтернативные варианты при полном использовании ресурсов. Все точки, расположенные внутри кривой, означают неполное использование ресурсов, например, точка К (одновременное производство 2,5 млн. т зерна и трех ракет). И наоборот, любая производственная программа, характеризуемая точками за пределами фигуры ОАЖ, не будет обеспечена наличными ресурсами (например, точка И).

Кривая производственных возможностей обычно имеет выпуклую форму (вогнута к началу координат). Это означает, что, изменяя структуру производства, например, в пользу ракет, мы будем в большей мере использовать в производстве ракет сравнительно малоэффективные для этого ресурсы. Поэтому каждая дополнительная ракета требует все большего сокращения производства зерна (и наоборот). Производство первой ракеты вызвало сокращение производства зерна на 0,2 млн. т, второй – на 0,3 млн., третьей – на 0,6 млн. т и т.д. Этот пример наглядно иллюстрирует закон убывающей производительности.

Кривая производственных возможностей исторична, она отражает достигнутый уровень развития технологии и степень использования имеющихся ресурсов. Если увеличиваются ресурсы или улучшается технология, площадь фигуры ОАЖ растет, кривая АБВГДЕЖ сдвигается вверх и вправо (рис. 1.2).

Если процесс происходит равномерно, то кривая АЖ симметрично смещается до положения А'Ж'. Если происходит одностороннее увеличение эффективности технологии производства одного из благ, то сдвиг носит асимметричный характер. При одностороннем расширении производства зерна кривая АЖ смещается до положения А1Ж, при увеличении производства ракет – до положения АЖ1.

1. Какими причинами вызвано появление экономической теории как науки?

2. Что является предметом изучения экономики?

3. В чем отличие предмета политической экономики от «экономикс»?

4. Какую информацию для анализа дает кривая производственных возможностей?

5. Что понимается под альтернативными (вмененными) издержками?

6. Чем отличаются факторы производства от экономических ресурсов?

7. Почему потребности каждого человека не могут быть удовлетворены в той степени, в какой он этого хочет?

8. Чем отличаются экономические законы от законов природы и от юридических законов?

9. С помощью каких методов можно изучать экономические отношения?

10. Какие функции выполняет экономическая теория?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: