Функция предложения и закон предложения. Неценовые факторы (детерминанты) предложения

Рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавца. Под предложением понимают чье-либо желание продать товар.

Предложение (S) – это результат производственной деятельности, выраженный товарной массой. Объем предложения (QS) – это то количество товара, которое продавец готов предложить при данной цене в данный момент времени.

Все продавцы стремятся получить на рынке самую высокую цену, чем выше будет цена, тем большее количество товара они готовы поставить на рынок, т.е. увеличить предложение. Например, при цене 10 руб. производитель готов продать 10 единиц блага, при цене 20 руб. – 20 единиц, а при цене 30 руб. – 30 единиц блага. Графически данная зависимость называется кривой предложения (рис.5.5). Кривая предложения показывает, какое количество продукции производитель готов произвести и поставлять на рынок по разным ценам в данный момент времени.

Рис.5.5. Кривая предложения

Уравнение кривой предложения представлено в следующем виде:

QS = а + b x Р.

Уравнение показывает, что между рыночной ценой (Р) и количеством продукции, которое производитель готов поставить на рынок (QS), существует прямая зависимость. Параметры а и b отражают изменение неценовых факторов. При изменении величины а происходит сдвиг кривой предложения, а при изменении величины b изменяется наклон кривой.

Кривая имеет положительный наклон. Это объясняется действием закона предложения: объем предложения товара увеличивается при росте цен и уменьшается при ее снижении.

Кроме цены товара (Рх) на предложение влияют следующие факторы: цена ресурсов (Рr), характер применяемой технологии (К), налоги и субсидии (Т), количество продавцов (N), издержки производства (С) и т.д.

S = f (Px, Pr, C, K, T, N)

Таким образом, функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Аналогично спросу следует различать изменение предложения (функции предложения) и изменение объема предложения (величины предложения).

Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара, а все остальные факторы, влияющие на предложение, неизменны. В этом случае говорят, что предложение не изменилось, мы движемся по (вдоль) кривой (рис.5.6).

Рис. 5.6. Изменение объема предложения

Изменение предложения (функции предложения), вызванное изменением неценовых факторов, при постоянной цене данного товара, сопровождается сдвигом кривой влево или вправо.

Главным фактором, воздействующим на предложение, являются издержки. Поэтому, если в результате достижений НТП или благоприятных погодных условий (если это сельское хозяйство) удастся снизить издержки производства, то кривая предложения S сдвинется вправо в положение S1при цене Р (рис.5.7.).

Рис. 5.7. Изменение предложения

Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения (при цене Р объем предложения сокращается до Q2), кривая сдвигается из положения SS в положение S2S2. И, наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, кривая сдвинется в положение S1S1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: