Рыночное равновесие. Динамика равновесия

Как найти ту цену, которая устраивала бы покупателя и производителя? Для этого необходимо совместить кривую спроса и предложения. Кривые пересеклись в точке Е, в ней установилось равновесие.

Равновесие – это ситуация на рынке, когда объемы предложения и спроса совпадают, т.е. при цене Ре интересы потребителя и производителя совпали QS = QD. Цена, при которой две кривые пересекаются, называется ценой равновесия (или равновесной ценой), а количество предлагаемого товара – равновесным объемом.

Рис. 5.8. Рыночное равновесие

Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателям. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики, таким образом, в состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавца, ни у покупателя нет внутренних побуждений к его нарушению.

В результате установления равновесия выигрывает и потребитель, и производитель.

Рис. 5.9. Излишек потребителя и производителя

Поскольку равновесная цена Ре ниже цены спроса (максимальной цены, которую потребитель готов заплатить за товар), то выигрыш потребителя равен площади PmaxEP. Но равновесная цена выше цены предложения (минимальной цены, по которой товаропроизводитель готов поставить товар на рынок), тогда выигрыш производителя равен площади PminEPe. Это разница между общей выручкой (TR = PeхQe) и совокупными затратами на производство, равными площади 0Pmin EQe.

Рис. 5.10. Отклонение от равновесия

Если по каким-то причинам рыночная цена установилась ниже равновесной Р1 < Pe, то объем спроса превышает объем предложения (0Q1D) > (0Q1S), товар станет дефицитным, так как при этой цене потребители не смогут купить столько товаров, сколько они хотели бы. Избыток спроса (Q1D-Q1S) будет оказывать давление на цену в сторону повышения, потребители будут стараться обойти друг друга, чтобы купить имеющийся товар, а производители отреагируют на это повышением цен и расширением производства. В конечном счете, цена опять достигнет уровня Ре.

Если же реальная цена оказалась выше равновесной Р2е, производители пытаются изготовить и продать больше товаров, чем потребители готовы купить, т.е. предложение (0Q2S) превышает спрос (0Q2D), и на рынке образуется излишек (Q2S–Q2D) или избыток предложения. Чтобы распродать этот излишек или не допустить его роста, производители начнут снижать цену. При уменьшении цены требуемое количество товара увеличится, а предполагаемое уменьшается до тех пор, пока не будет достигнута равновесная цена Ре.

Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию, в противном случае имеет место неустойчивое равновесие. Ситуацию равновесия характеризует паутинообразная модель. Возможно несколько вариантов:

Рис. 5.11. Устойчивое и неустойчивое равновесие

а) угол наклона кривой предложения такой же, как и угол наклона кривой спроса (рис. а). Цена установилась ниже равновесной, на рынке образуется дефицит (Q1Q2), приведший к росту цен до Р2, при цене Р2 производители увеличивают выпуск продукции, а потребители снижают объем покупок, образовавшиеся излишки способствуют снижению цены и т.д. В такой ситуации равновесия никогда достигнуто не будет, происходит постоянное колебание цен относительно равновесной;

б) угол наклона кривой спроса круче угла наклона кривой предложения (рис. б).

В этом случае равновесие не наступает. Цена с каждым разом опускается все ниже и ниже, в такой ситуации производство прекращается или не растет. Происходят расширяющиеся колебания цен: от одного периода к другому цены все более удаляются от цены равновесия.

в) угол наклона кривой предложения круче угла наклона кривой спроса (рис. в). В такой ситуации объем производства и цена все более приближаются к уровню равновесия. Происходит сужающее колебание цен.

Однако, паутинообразная модель применима лишь к определенной продукции, она не учитывает влияние неценовых факторов, смещающих кривые.

Увеличение спроса (рис.) приводит к смещению кривой спроса из положения DD в положение D1D1, в результате равновесие смещается в точку ε1, это приводит к росту равновесной цены (Ре1е) и равновесного объема (Qe1>Qe). Снижение спроса вызывает смещение кривой спроса влево в положение D2D2, а это вызывает уменьшение равновесной цены (Ре<Pe2) и равновесного объема (Qe2<Qe).

Рис. 5.12. Смещение кривой спроса

Уменьшение предложения (рис.) вызовет смещение кривой SS в положение S1S1, в результате равновесие сместится из точки E в точку E1, вызывая увеличение равновесной цены до Ре1 и снижение равновесного объема до Qe1. Увеличение же предложения вызовет смещение кривой SS в положение S2S2, что приведет к увеличению равновесного объема до Qe2 и уменьшению равновесной цены до Ре2.

Рис. 5.13. Смещение кривой предложения

Возможна ситуация одновременного изменения спроса и предложения. Например, в результате жаркой погоды спрос на мороженное возрос. Кривая DD сместилась в положение D1D1, но из-за перегрузки вышли из строя две линии на местном хладокомбинате, следовательно, предложение уменьшилось, кривая SS сместилась влево в положение S1S1, в результате новое равновесие установилось в точке E1, возросла цена до Ре’, а равновесный объем снизился до Qe′ (рис.5.14).

Рис. 5.14. Смещение кривых спроса и предложения

5.4. Эластичность спроса: по цене, по доходу, перекрестная эластичность

Эластичность показывает степень реакции одной величины на изменение другой, например, изменение объема спроса в связи с изменением цены. Такая реакция может быть слабой или сильной, и, естественно, будут менять свою форму кривые спроса и предложения. Знакомство с аппаратом эластичности начнем с эластичности спроса.

Рис. 5.15. Смещение кривых спроса и предложения

На рисунке представлены две кривые спроса, в первом случае изменения цены с 7 до 14 руб. не привело к резкому увеличению спроса. Спрос называется неэластичным, если при изменении цены объем спроса изменяется незначительно. Во втором случае снижение цены привело к существенному увеличению объемов продаж. Спрос на товар называют эластичным, если при изменении цены объем спроса существенно изменяется.

Эластичность спроса по цене (εd) показывает степень воздействия изменения цены на изменение количества продукции, на которую предъявлен спрос.

Степень эластичности определяется с помощью коэффициента как отношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению цены.

Коэффициент эластичности показывает на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на 1%.

Эластичность линейной функции спроса изменяется от 0 до ∞. Различают следующие типы эластичности (рис.5.16):

Рис. 5.16. Смещение кривых спроса и предложения

а) совершенно неэластичный спрос: объем спроса не изменяется при любом изменении цены, например, спрос на продукты питания (εd =0);

б) неэластичный спрос: объем спроса в процентах изменяется медленнее, чем изменяется цена в процентах (εd < 1);

в) единичная эластичность: на каждый процент изменения цены объем спроса изменяется собственно на 1% (εd = 1);

г) эластичный спрос: объем спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в процентах (εd > 1);

д) бесконечно эластичный спрос: объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены, например, повышение спроса при повышении доходов (εd = ∞).

Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечную эластичность можно определить, если провести касательную к кривой. Наклон кривой спроса в любой точке определяется значением тангенса угла касательной с осью х (рис.5.17).

Рис. 5.17. Точечная эластичность

Значение точечной эластичности обратно пропорциональна тангенсу угла наклона.

εdP

Дуговая эластичность – это показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.

εdP =

Практическая значимость эластичности спроса состоит в том, что различные случаи эластичности непосредственно влияют на получаемую выручку (TR = P х Q).

Значение эластичности будет различным в разных точках кривой. Эластичность линейной функции спроса изменяется от 0 (в точке D1) до ∞ (в точке D2). Если спрос по цене эластичный (εdP >1), то снижение цены вызовет рост совокупной выручки. И наоборот, рост цены приведет к снижению выручки. Если спрос по цене неэластичен (εdP <1), то снижение цены приведет к падению выручки. И наоборот, рост цены приведет к росту общей выручки (рис.5.18).

Рис. 5.18. Связь между эластичностью и общей выручкой

Коэффициент эластичности спроса по цене, как правило, является отрицательной величиной, т.к. с ростом цены объем спроса падает, но в экономической теории принято пользоваться абсолютным значением этого показателя, поэтому знак «минус» не принимают во внимание.

На степень эластичности спроса влияет целый ряд факторов:

1) наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичней спрос на данный товар;

2) удельный вес товара в бюджете потребителя: чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность;

3) размер дохода;

4) является ли товар предметом роскоши (спрос на такие товары эластичен) или предметом первой необходимости (спрос на них неэластичен);

5) размер запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос;

6) ожидание потребителя: в краткосрочном периоде потребеление электроэнергии неэластично, т.к. мы не можем быстро отказаться от имеющихся электроприборов, а в долгосрочном – довольно эластично, т.к. мы будем заменять электроемкие приборы более экономичными.

Спрос на товар зависит также и от цен на другие товары. Эластичность спроса на один товар относительно цен на другой товар называется перекрестной эластичностью. Коэффициент перекрестной эластичности спроса представляет собой отношение изменения спроса на товар ί к вызвавшему его изменению цены на товар ј:

εРίј =

Чем выше перекрестная эластичность спроса, тем выше степень заменяемости благ, т.е. если εРίј >0, то перед нами взаимозаменяемые товары, с ростом цены одного товара количество другого, на который предъявляется спрос, растет. И наоборот, чем меньше перекрестная эластичность, тем больше взаимодополняемость, т.е. если εРίј <0 товары взаимодополняемые, с ростом цены одного товара потребление другого падает.

Если перерестная эластичность равна 0, то данные товары не являются ни взаимодополняемыми, ни взаимозаменяемыми, т.е. рост цен на один товар никак не связан ни с потребелнием, ни с изменением спроса на другой товар.

Одним из важнейших факторов, влияющим на спрос, является уровень дохода. При изменении доходов спрос на товар изменяется по-разному. Например с ростом доходов спрос на предметы роскоши растет (кривая Е1), на товары низкого качества снижается (кривая Е2), а на нормальные товары сначала возрастает, а затем дальнейшее увеличение доходов не приводит к росту спроса на них (Е3) (рис.5.19).

Рис. 5.19. Кривые Энгеля

Влияние дохода на спрос определяется коэффициентом эластичности:

Эластичность спроса по доходу (εId) показывает степень воздействия изменения дохода на изменение количества продукции, на которую предъявлен спрос.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его дохода на 1%.

Эластичность спроса по доходу может быть как положительной, так и отрицательной величиной. Численное значение эластичности по доходам тесно связана с понятием нормальных товаров и низших товаров. Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса, поэтому эластичность по доходу положительная величина.

Если 0<εdI <1, то спрос на товар растет медленнее дохода, а это типично для товаров первой необходимости (одежда, продукты питания). Если εdI >1, то спрос на благо опережает рост доходов, а это характерно для товаров роскоши.

Товары низкого качества имеют отрицательную эластичность (εdI <0), т.к. потребитель, став богаче, считает возможным заменить его другим более качественным, например, часть картофеля овощами и фруктами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: