Макроэкономическое регулирование не может рассматриваться как суммирование методов финансового, кредитного, социального, внешнеэкономического воздействия на экономику. Все эти методы взаимопротиворечивы и могут рассматриваться только в единой системе. Для теории макроэкономического регулирования главными моментами являются: определение целей регулирования, используемые методы для достижения этих целей и оценка полученных результатов.
По мере развития экономической теории расширялся и перечень целей экономической политики. В начале XX века считалось достаточным обеспечить стабильность цен и внешнеэкономическую сбалансированность. Кейнсианство добавило к этому задачу обеспечения полной занятости. Последователи Кейнса, так называемые теоретики экономического роста, прибавили и задачу обеспечить необходимые темпы роста. Затем под влиянием социальных требований появилась и задача эффективной социальной политики. Наконец, в последнее время все настоятельнее ставится цель обеспечить экологическое равновесие.
|
|
В развитии экономики в современных условиях усилились тенденции к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в регулировании экономики. Смешанная рыночная экономическая система предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов.
Используя различные формы и методы государственного регулирования, государство должно создавать условия для работы рыночного механизма.
В экономической науке государственное вмешательство в рыночную экономику связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении.
Однако, если в сфере распределения удельный вес государства очень велик, то в производстве его участие должно быть минимальным, а в обмене равно нулю.
Внешние эффекты выражают зависимость индивидуального и социального благосостояния не только от экономических факторов, но и от социальных, политических, экологических и других последствий индивидуальных рыночных действий.
Внешние эффекты классифицируются по источникам возникновения и по объектам воздействия – производство и потребление.
Государство выявляет внешние эффекты, измеряет их в денежной форме, принимает решения, компенсирующие несовершенство рыночной системы:
- перераспределение доходов;
- регулирование занятости населения;
- антимонопольная и антиинфляционная политика;
- развитие фундаментальной науки;
- проведение региональной политики;
- реализация национальных интересов в мировой экономике.
Между целями государственного регулирования существуют серьёзные противоречия.
|
|
Противоречие между достижением полной занятости и денежной стабильностью хорошо иллюстрирует кривая Филлипса. Усиление инфляции способствует увеличению экспорта и улучшает внешнеэкономическое положение страны, а сдерживание инфляции часто ведёт к пассивному торговому балансу. Увеличение темпов роста, если оно основано на росте инвестиций, нередко сдерживает личное потребление и осложняет решение социальных задач. Экологические проблемы трудно решать при высоких темпах роста. Нередко ради решения экологических проблем приходится идти на некоторые жертвы в уровне жизни населения.
В течение многих десятилетий в мире сложились две основные системы регулирования экономики, одна из них кейнсианство, которое господствовало до 70-х годов прошлого века. Кейнс считал, что осуществлять макроэкономическое регулирование должно государство, поскольку рыночные силы это сделать не в состоянии. В последние десятилетия ведущим направлением стал так называемый монетаризм во главе с крупным ученым М.Фридменом. Это направление построено на убеждении, что рыночные силы в состояния направить экономику на решение названных задач, а вмешательство государства должно быть минимальным и в основном в области денежного обращения.
В настоящее время наиболее распространёнными направлениями стабилизационной политики государства являются фискальная (налогово-бюджетная) и монетаристская (денежная).