Государственное регулирование занятости

Экономические и социальные издержки безработицы

Во-первых, безработица выступает как условие роста производства, появления новых предприятий. Не будь этого фактора, было бы затруднительно расширенное воспроизводство, которое требует дополнительных ресурсов: труда, земли, капитала. Во-вторых, безработица поднимает дисциплину и эффективность труда тех, кто пока занят в производстве.

Однако в целом безработица порождает серьезные издержки как для общества, так и для отдельных его граждан (попавших в число безработных). Наличие безработных означает, что страна создает меньший объем национального продукта по сравнению с объемом при полной заня­тости. Следовательно, в меньшей степени используются и другие факторы: производственные здания, оборудование, транспорт, природные ресурсы и т. п. В результате объем национального производства становится меньше того, какой мог бы быть при полном использовании производственных ресурсов.

Но от безработицы особенно страдают личные интересы работников, попавших в резервную армию труда. Длительная безработица снижает уровень заработ­ной платы работников, после того как они находят работу. Другой опасностью для безработных является их полная непривлекательность на рынке труда

Безработица порождает серьезные нравственно-психологические, социальные и политические проблемы, которые бывает очень трудно из­мерить количественно. Никакие деньги не могут адекватно выразить мас­штабы страданий и бедствий миллионов безработных. Они чувствуют себя ненужными и лишними людьми, у них формируется заниженная само­оценка способностей и всех личностных качеств, что отрицательно ска­зывается на нравственном облике человека, вредит его психическому и физическому здоровью, подрывает устои семейной жизни и т. д.

Высокая безработица может порождать серьезные политические катаклизмы. В период Ве­ликой депрессии в ряде западноевропейских стран (Германия, Италия, Ис­пания), а также в Японии демократические силы потерпели сокрушитель­ное поражение на парламентских выборах и к власти пришли диктатор­ские, национал-социалистические и фашистские режимы, развязавшие впоследствии вторую мировую войну.

Регулирование занятости имеет ог­ромное социально-экономическое и политическое значение. Однако задача государства – не обеспечить каждого желающего работой, а удер­жать безработицу на естественном уровне, что и означает достижение полной занятости.

Политика в области занятости предполагает широкий набор мер как институционального, так и специального характера.

Согласно классической концепции, экономика является саморегу­лируемой и в ней поддерживается полная занятость без вмешательства государственных институтов.

Сторонники кейнсианской концепции считают наиболее действен­ным влияние на занятость через стимулирование эффективного спроса. Основная задача состоит в том, чтобы найти оптимальное со­четание между планируемым снижением безработицы и ростом инф­ляции. Следует отметить, что чаще правительство в дилемме «инфля­ция-безработица» жертвует борьбой с инфляцией, так как преодоление инфляции приносит меньше политических дивидендов, чем поддержа­ние занятости.

Сторонники монетаризма и «теории предложения» видят основ­ную задачу правительства в обеспечении эффективных изменений в структуре занятости. Сюда следует отнести усиление мотивации к труду и возможности для повышения квалификации и по­лучения новых профессий.

Сравнивая указанные подходы, можно сказать, что стимулирова­ние эффективного спроса позволяет решать текущие задачи, а мероприятия по изменению в структуре занятости нацелены на долгосрочные аспекты экономического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: