Экономические и социальные издержки безработицы
Во-первых, безработица выступает как условие роста производства, появления новых предприятий. Не будь этого фактора, было бы затруднительно расширенное воспроизводство, которое требует дополнительных ресурсов: труда, земли, капитала. Во-вторых, безработица поднимает дисциплину и эффективность труда тех, кто пока занят в производстве.
Однако в целом безработица порождает серьезные издержки как для общества, так и для отдельных его граждан (попавших в число безработных). Наличие безработных означает, что страна создает меньший объем национального продукта по сравнению с объемом при полной занятости. Следовательно, в меньшей степени используются и другие факторы: производственные здания, оборудование, транспорт, природные ресурсы и т. п. В результате объем национального производства становится меньше того, какой мог бы быть при полном использовании производственных ресурсов.
Но от безработицы особенно страдают личные интересы работников, попавших в резервную армию труда. Длительная безработица снижает уровень заработной платы работников, после того как они находят работу. Другой опасностью для безработных является их полная непривлекательность на рынке труда
Безработица порождает серьезные нравственно-психологические, социальные и политические проблемы, которые бывает очень трудно измерить количественно. Никакие деньги не могут адекватно выразить масштабы страданий и бедствий миллионов безработных. Они чувствуют себя ненужными и лишними людьми, у них формируется заниженная самооценка способностей и всех личностных качеств, что отрицательно сказывается на нравственном облике человека, вредит его психическому и физическому здоровью, подрывает устои семейной жизни и т. д.
Высокая безработица может порождать серьезные политические катаклизмы. В период Великой депрессии в ряде западноевропейских стран (Германия, Италия, Испания), а также в Японии демократические силы потерпели сокрушительное поражение на парламентских выборах и к власти пришли диктаторские, национал-социалистические и фашистские режимы, развязавшие впоследствии вторую мировую войну.
Регулирование занятости имеет огромное социально-экономическое и политическое значение. Однако задача государства – не обеспечить каждого желающего работой, а удержать безработицу на естественном уровне, что и означает достижение полной занятости.
Политика в области занятости предполагает широкий набор мер как институционального, так и специального характера.
Согласно классической концепции, экономика является саморегулируемой и в ней поддерживается полная занятость без вмешательства государственных институтов.
Сторонники кейнсианской концепции считают наиболее действенным влияние на занятость через стимулирование эффективного спроса. Основная задача состоит в том, чтобы найти оптимальное сочетание между планируемым снижением безработицы и ростом инфляции. Следует отметить, что чаще правительство в дилемме «инфляция-безработица» жертвует борьбой с инфляцией, так как преодоление инфляции приносит меньше политических дивидендов, чем поддержание занятости.
Сторонники монетаризма и «теории предложения» видят основную задачу правительства в обеспечении эффективных изменений в структуре занятости. Сюда следует отнести усиление мотивации к труду и возможности для повышения квалификации и получения новых профессий.
Сравнивая указанные подходы, можно сказать, что стимулирование эффективного спроса позволяет решать текущие задачи, а мероприятия по изменению в структуре занятости нацелены на долгосрочные аспекты экономического развития.






