Лекция 7. Финансовый менеджмент

1. Сущность управления финансами

2. Органы управления финансами

3. Финансовое планирование

4. Финансовый контроль

1. Сущность управления финансами

В мировой науке и отечественной практике долгое время использовалось понятие «управление» как сознательное целенаправленное воз­действие людей на окружающую среду в целях получения желаемых результатов. Но с переходом нашего государства к рыночной экономике и заим­ствованием зарубежной терминологии в систему экономического образования, экономическую теорию и практику нашей экономики бы­стро вошел термин «менеджмент», идентичный управлению и означающий в упрощенном виде научную систему управления.

Исторически и логически менеджмент возник как система управ­ления частным капиталом, как управление бизнесом. Поэтому объ­ектом менеджмента является любая организация (семья, предпри­ятие, фирма, корпорация, государство, международная структура), представляющая группу людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей. Наличие у этих организаций каких­-либо денежных средств порождает финансовые отношения и необхо­димость ими управлять. Так появляется особая, финансовая подсис­тема менеджмента, которая в условиях товарно-денежных отношений за­частую становится главной в деятельности многих организаций.

Поэтому, управление в общем смысле этого слова – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Финансовый менеджмент (управление финансами) представляет собой научно обос­нованную систему управления финансовыми отношениями, стоимо­стными (денежными) потоками и фондами субъектов общества.

Необходимость финансового менеджмента обусловлена многообразием форм собственности, господством товарно-денежных отношений и существованием обособленных экономических субъектов.

Цель финансового менеджмента – реализация финансовой политики экономических субъектов.

Содержание финансового менеджмента сводится к управлению взаимодействием субъектов и объекта, в ходе которого происходит реализация функций субъекта посредством особого функционального механизма.

Финансовый менеджмент состоит из управляемой подсистемы (объект управления) и управляющей (субъект управления).

Объект управления (управляемая подсистема) включает в себя:

- денежные фонды,

- денежные потоки,

- отношения контрагентов по поводу формирования и использования финансовых ресурсов.

Субъект управления (управляющая подсистема) – это финансовый менеджер, группа лиц (финансовый отдел, финансовая дирекция) или специальная структура (министерство финансов, финансовый холдинг и т.д.). Его устройство определяется, с одной стороны, статусом и характером субъекта хозяйствования, а с другой, – составом и структурой его финансовых ресурсов. Основная цель управляющей подсистемы – ­обеспечение эффективного функционирования объекта управления путем выработки и реализации управленческих решений.

Базой для выработки управленческих решений служит комплекс опорных (базо­вых) элементов, включающий информацию от управляемого объекта о внешней деловой среде в виде основных пяти блоков:

- экономических законов и категорий,

- экономических методов и инструментов,

- правового обеспечения,

- нормативного обеспечения,

- информационного обеспечения.

Разработка и принятие решений осуществляются в рамках важнейших управленских функций.

Качество финансового менеджмента в решающей степени зави­сит от характера использования отдельных компонентов функцио­нального механизма. Чем рациональнее будут использоваться его базо­вые элементы (законы и категории рыночного хозяйства, стоимостные рычаги, нормы и информация) и управленческие инструменты, особенно планирование, мотивация и т.д., тем стабильнее будут финансы, а, следовательно, выше благополучие экономических субъектов страны. Осознанное и грамотное владение финансовым менеджментом позво­лит в значительной степени обезопасить субъектов хозяйствования как от внутренних негативных явлений, так и от внешних кризисов, сделает развитие экономики более регулируемым и прогрессивным.

Необходимое условие эффективного финансового менеджмента – рациональное использование его базовых элементов.

Исходным базовым блоком финансового менеджмента служит комплекс экономических и особенно денежно-финансовых категорий и законов. Многим из них свойственна сложная внутренняя, иерархическая структура. Такие понятия как товар, рынок, финансы и другие подразделяются на ряд категорий второго, третьего порядка. Особое значение имеют законы стоимости, спроса и предложения, количества денег и др. В зарубежных учебниках основополагающие закономерности часто называются доктринами, что умаляет их объективную природу, независимость от субъективных желаний отдельных личностей или команд. Комплексный учет экономических законов и категорий – неотъемлемое условие эффективного финансового менеджмента.

Использование комплекса экономических приемов, методов, отражающих различные потоки (притоки, оттоки) финансовых ресурсов, денежных средств во многом зависит от субъективной интерпретации, особенно масштабов и глубины обоснования, расчета и анализа экономических процессов.

Экономические категории, законы и методы получают свое выражение в правовом обеспечении. Первостепенное значение здесь отводится международному праву, в соответствии с которым строится центральное, субъектное и муниципальное право.

Нормативное обеспечение, как правило, конкретизирует положения права.

Информационное обеспечение охватывает различную информацию. Информация от управляемого объекта включает:

- статус субъекта, устав организации, другие учредительные документы;

- договоры субъекта с юридическими и физическими лицами;

- отчетные данные о финансовом состоянии субъекта.

Информация от внешней деловой среды охватывает обеспечение:

- правовое;

- нормативное (методические указания, положения и др.);

- инструктивное.

Управление финансами можно рассматривать как систему. При этом, как и в любой другой системе, речь идет об объекте управления (управляемой подсистеме) и субъекте управления (управляющей подсистеме).

В системе управления финансы можно рассматривать и как объект, и как субъект управления. Как субъект управления финансы играют активную роль в управлении экономикой. В качестве объекта управления выступают разнообразные виды финансовых отношений (государственные финансы, местные финансы, финансы предприятий, организаций, учреждений).

При этом рассмотрение финансов в качестве объекта управления получило наиболее широкое распространение.

Рассматривая финансы в качестве объекта управления, необходимо выяснить, кто будет выступать как субъект управления.

Субъекты управления финансами – это те органы, которые организуют и осуществляют это управление (финансовые службы предприятий и организаций, финансовые органы государства и местных органов власти).

Совокупность всех этих органов, осуществляющих управление финансами, называют финансовым аппаратом.

Функции управляющей подсистемы выражаются в конкретных инструментах (видах) управленческой деятельности: организации, прогнозировании, планировании, оперативном регулировании, мотивации, учете, контроле и анализе деятельности.

Прогнозирование – это предвидение финансового состояния объекта управления на перспективу. Цель финансового прогнозирования – разработка и обоснование основных параметров (прогнозов) финан­сового развития. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества. Задача финансового прогнозирования – определение реально возможного объема финан­совых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Планирование занимает важнейшее место в системе финансового менеджмента. Оно представляет собой субъективный процесс разработки и принятия целевых установок финансовой деятельности. Объектом финансового планирования служат денежные потоки и фонды экономических субъектов. Свое выражение они получают в системе финансовых планов, балансов, смет и т.д. Особое место в финансовом планировании уделяется сбалансиро­ванности и пропорциональности финансовых ресурсов. Важную роль в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения за­нимает баланс финансовых ресурсов.

Основная задача финансового регулирования связана с установ­лением пропорций распределения и накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества как на макро-, так и на микроуровне. Последнее предполагает опти­мальное сочетание личных, коллективных и общественных интере­сов, установок и ценностей.

Финансовая деятельность любого субъекта начинается с организации. Чем разнообразнее отношения и больше денежные ресурсы, тем сложнее организация финансового менеджмента. Любая организация сводится, прежде всего, к созданию руководящих органов и наделению их определенными функциями и полномочиями. Руководящие органы подразделяются на представительные, исполнительные контрольные.

На формирование менеджмента влияют:

- изменение структуры собственности на жизненные блага;

- традиционные положения прошлого социалистического государственного управления;

- формирование нового административного устройства государства;

- быстро развивающаяся рыночная экономика;

- характер субъективной деятельности людей.

Наиболее существенный из данных факторов – это роль субъек­тивной деятельности руководящих лиц в истории. Исходный пункт сводится к вопросу о соотношении объективного и субъективного начал (подходов) в финансовом менеджменте.

Объективный подход предполагает функционирование финансового менеджмента на базе не зависимых от желания людей законов, категорий, понятий рыночной экономики (товар, деньги, закон стоимости, цена, закон спроса и предложения, стоимость, закон количества денег, бюджет и др.), рационального использования исторического опыта. При этом в качестве основных управленческих функций используются планирование, включающее составление обязательных планов с четкими мероприятиями, сроками и ответственными за исполнение, учет и отчетность.

Субъективный подход на передний план ставит личные соображения руководителя (команды), а не объективные положения рыночной экономики. Так возникают теория и практика институционализма, представляющего социально-экономические явления и процессы следствием не закономерного развития, а исключительно тех или иных «правил игры» руководящих личностей (команды). Использование в переходный период субъективных «правил игры» снимает необходимость применения планирования, ясного учета и отчетност­и, гласности, ответственности, демократического централизма и т.д., с одной стороны, и позволяет перенести главный акцент на мотивацию команды, разработку и организацию «правил игр» – с другой. Все это вместе взятое часто ведет к трудностям, а самое главное – к негативным социальным последствиям.

Использование институционализма, как свидетельствует истори­ческий опыт, способно давать положительные результаты лишь в сочетании с объективным рационализмом, при соблюдении трех обязательных условий:

- во-первых, когда «правила государственных финансовых игр» пишутся профессионалами (одним или командой);

- во-вторых, когда правила не меняются во время игры, а тем более не наслаиваются одни на другие;

- в-третьих, при определенной стабильно­сти руководящей личности (команды).

Рыночная экономика и устройство общества – не следствие как­ой-либо игры личности (команды), а естественные продукты ассо­циированной деятельности людей, а поэтому успешное функциони­рование рыночного государства в целом и финансового менеджмента, в частности, возможно лишь на основе анализа и использования исторического опыта, учета объективных тенденций и процессов развития общества.

Реалистический подход к радикальному изменению финансового менеджмента в первую очередь предполагает:

- завершение создания реальных действенных базовых комплек­сов правового, нормативного и статистического обеспечения, адекват­ных международным требованиям.

- радикальное совершенствование и унификацию финансового менеджмента всех субъектов в международном аспекте, устранение дублирования и параллелизма финансовых работ;

- повышение профессионализма и ответственности работников финансового менеджмента всех сфер финансовой системы, и, преж­де всего, в структурах государственной власти.

Важнейшим направлением развития финансового менеджмента должно стать комплексное применение прямых, косвенных и смешанных форм финансового регулирования рыночной экономики.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается с по­мощью взимания прямых общегосударственных налогов; финансиро­вания расходов, осуществляемых из бюджета развития; применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; изменения цен на го­сударственные товары и размеров нормативов государственных рас­ходов и т.д. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

К косвенным формам регулирования относятся: денежно-кредитное и страховое регулирование, косвенное налогообложение и осу­ществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер дея­тельности и мероприятий, нормативы образования и использова­ния децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государ­ственных предприятий и организаций.

В конечном счете, решение проблем совершенствования финансового менеджмента вместе с другими рычагами государственного управления (влиянием на величину процента, цен на продукцию государственных предприятий, валютный курс, объем и структуру денежной массы и т.д.) должно послужить мощным рычагом позитивного воздействия государства на развитие рыночной экономики.

Финансовое законодательство и уполномоченные органы власти обеспечивают организационные возможности для проведения финансового регулирования. Государственные финансы активно воздействуют на формирование децентрализованных денежных фондов тем, что создают предпосылки для обеспечения индивидуального кругооборота средств. В конечном счете, финансовое регулирование с другими формами государственного воздействия может обеспечить позитивные сдвиги в динамике основных макроэкономических показателей

Субъект управления финансами влияет на объект через финансовый механизм. При этом основными формами этого воздействия являются:

- финансовое планирование и прогнозирование;

- финансовое регулирование и стимулирование;

- финансовый учет и контроль.

Перечисленные формы финансового воздействия составляют процесс управления финансами. Рассмотрим этапы этого процесса более подробно.

В процессе финансового планирования проводится оценка состояния финансов, выявляются возможности увеличения объемов финансовых ресурсов, их эффективного использования, сокращения непроизводительных затрат.

Особенностью финансового прогнозирования является использование рыночных инструментов:

- свободных цен;

- спроса;

- предложения;

- конкуренции.

Оно предполагает анализ большого объема информации, что позволяет принимать более обоснованные решения.

Финансовое регулирование используется для поддержания оптимальной структуры производства и распределения. Оно предполагает использование таких инструментов как:

- налоги;

- дотации;

- субсидии.

С помощью этих инструментов решаются проблемы функционирования финансов, возникающие в результате использования рыночных инструментов.

Финансовое стимулирование должно обеспечить развитие тех явлений и процессов, которые имеют на данном этапе приоритетное значение. Инструментами воздействия при этом являются:

- налоговые льготы;

- льготные кредиты.

Учет и контроль в процессе управления финансами позволяет выявить фактическое отклонение в использовании финансовых ресурсов от запланированного, т.е. того, которое предусмотрено программами, планами, бюджетами и т.д., и, тем самым, выявить резервы роста финансовых ресурсов и их оптимальное использование.

Все элементы процесса управления финансами взаимосвязаны и образуют единое целое.

Управление финансами осуществляется через сложившуюся систему отношений. Оно обусловлено историческими, экономическими и политическими условиями и подчинено финансовой политике государства.

В соответствии с финансовой политикой определяется объем распределения и перераспределения национального дохода через финансовую систему и отдельные ее звенья. Степень перераспределения, в свою очередь, зависит от роли государства в финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений как источников инвестиций.

Финансовые отношения, входящие в сферу непосредственного государственного управления, определяются экономическим строем или системой хозяйствования. В условиях развитых рыночных отношений большая часть финансовых отношений находится вне сферы государственного управления, так как основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению. Воздействие государства на финансовые отношения (управление финансами со стороны государства) осуществляется через:

- налоговую политику;

- регламентацию кредитных отношений;

- регулирование финансового рынка;

- систему государственной поддержки (субсидии, дотации и т.д.).

То есть, происходит не управление финансами со стороны государства, а реализация финансовой политики. В зависимости от целей государство или усиливает, или ослабляет свое вмешательство в регулировании социальных и экономических процессов.

Поэтому на уровне государства управление финансами можно рассматривать как реализацию финансовой политики.

В сферу непосредственно государственного управления входят лишь государственные финансы, т.е. отношения по формированию, распределению и использованию только той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном бюджете, государственных внебюджетных фондах и государственных предприятиях.

Управление государственными финансами базируется на таких основных принципах:

1. Планомерность – реализуется через систему финансовых планов и прогнозов, как по отдельным направлениям, так и в экономике в целом. Этот принцип реализуется в процессе выявления источников финансовых ресурсов, их использования для увеличения денежных доходов и поступлений государства.

2. Системность – реализуется в процессе стратегии и тактики управления финансами. Этот принцип ориентируется на разработку таких управленческих решений, которые соответствуют финансовой стратегии государства и учитывают текущие особенности ее реализации.

3. Целенаправленность – состоит в том, что управление финансами всегда ориентируется на определенные цели. При этом, выбор, как целей, так и методов их достижения, зависит от многих факторов в том числе: уровня государственного регулирования; законодательства; вида деятельности.

4. Принцип стратегической направленности состоит в том, что в управлении финансами всегда должна быть ориентация на стратегические цели. Государство не может осуществлять свою финансовую деятельность, если не сформулирует и не реализует свою стратегию.

Кроме рассмотренных принципов управление финансами должно учитывать:

- опыт прошлого и его экстраполяцию в будущее;

- тенденции развития системы и возможные изменения внутренних и внешних факторов;

- четкую постановку задач;

- контроль выполнения принятых решений.

Различают стратегическое (или общее) управление финансами, и оперативное управление. Стратегическое управление состоит в определении финансовых ресурсов на перспективу (путем прогнозирования).

Оперативное управление – выявляет максимальный эффект при минимальных затратах финансовых ресурсов. Оно базируется на оперативном анализе складывающейся финансовой ситуации. Оперативное управление решает текущие задачи путем перераспределения финансовых ресурсов (маневрирования финансовыми ресурсами).

В современных условиях принятие управленческих решений в области финансов должно сопровождаться их научным обоснованием. Научный подход к управлению финансами, как при стратегическом, так и при оперативном управлении предполагает многоплановый характер и системный подход к управлению.

Управленческие решения в области финансов оформляются в виде законов, постановлений, финансовых планов и должны учитывать:

- требования экономических и юридических законов;

- результаты экономического анализа (не только ретроспективного, но и перспективного);

- рациональное сочетание экономических и административных методов управления.

В этом состоит научный подход к управлению финансами.

2. Органы управления финансами

Стратегическое управление государственными финансами в развитых странах осуществляется высшими законодательными органами через принятие финансового законодательства, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и других финансовых параметров.

Эти органы определяются государственным устройством и политической системой.

В зависимости от государственного устройства и политической системы такими законодательными органами являются:

- Парламент (Великобритания);

- Национальное собрание (Франция);

- Конгресс (США);

- Бундестаг (ФРГ);

- Федеральное собрание (Россия);

- Верховная Рада (Украина);

Оперативное управление осуществляют органы управления финансами, структура которых также зависит от государственного устройства. Как правило, это несколько государственных органов.

В США – это 1) Министерство финансов (казначейство) – разрабатывает финансовую и налоговую политику, осуществляет эмиссию денежных знаков и чеканку монет, занимается вопросами внутренних займов и управлением государственным долгом, осуществляет контроль денежного обращения. 2) Административно-бюджетное управление при Президенте – составляет расходную часть федерального бюджета, разрабатывает финансовые программы, осуществляет оперативное управление бюджетом.

Исполнением бюджета в США занимаются одновременно: Минфин (собирает 89% всех налоговых доходов), Таможенная служба и Бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию.

В Великобритании – это Казначейство – руководит разработкой, составлением и исполнением госбюджета, определяет налоговую политику, финансовое прогнозирование, международные финансовые отношения, осуществляет контроль расходования средств государственных предприятий. Исполнение бюджета в части таможенных пошлин и акцизов.

В ФРГ – это Минфин – разрабатывает финансовую, налоговую, валютную и кредитную политику. Его подразделениями являются Федеральное ведомство по финансам (занимается налоговыми проблемами) и Федеральное управление по государственному долгу (выпуск и погашение государственных займов, финансирование бюджетного дефицита).

Во Франции – это Министерство экономики финансов и бюджета – осуществляет разработку, исполнение и контроль государственного бюджета, сбор налогов, пошлин, контроль финансовых операций.

В Италии – 1) Казначейство (государственные расходы и финансовый контроль); 2) Минфин – доходы; 3) Министерство бюджета и планирования – составление государственного бюджета и координирование финансовых ресурсов; 4) Министерство внутренних дел – местными финансами.

В Украине как унитарном государстве действует два уровня публичной власти: государственный и местный (муниципальный). Соответственно им существует две подсистемы финансового менеджмента: государственная и местная.

В целом органы государственного управления финансами подразделяются на законодательные (представительные) и исполнительные. Первые формируют финансовую политику и осуществляют общее управление финансами. Вторые осуществляют текущее (оперативное) управление финансами.

В Украине стратегическое управление финансами государства возложено на высшие органы государственной власти – Верховную Раду, аппарат Президента, Кабинет Министров, оперативное управление осуществляет Минфин.

Президент определяет финансовую политику страны, подписывает законодательные акты в области финансов, принятые Верховной Радой, издает указы.

Парламент формирует, рассматривает, принимает бюджетную политику страны, Закон о государственном бюджете.

Основная часть финансового менеджмента в сфере государственных финансов возлагается на исполнительные органы: правительство, министерства и ведомства.

Правительство (как исполнительный орган) разрабатывает и реализуе­т бюджетную политику государства, осуществляет государственный бюджетный менеджмент, составляет и исполняет Закон о государственном бюд­жете, координирует деятельность нижестоящих орга­нов исполнительной власти.

Главный исполнительный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики и управление финансами государства – Мини­стерство финансов (Минфин). Минфин – это центральный финансовый орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственными финансами.

Оно обеспечивает разработку и реализацию основных направлений государственной финансовой политики, составление и исполнение государственного бюджета, совершенствование финансовых взаимоотношений государства с предприятиями и учреждениями, разрабатывает предложения по совершенствованию финансового законодательства.

На Минфин возложена организация исполнения государственного бюджета, мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению.

Его основные задачи:

- разработка и реализация финансовой политики государства, в том числе, бюджетной, налоговой, инвестиционной политики;

- совершенствование финансовой системы;

- составление проекта государственного бюджета и его исполнение;

- осуществление финансового контроля за рациональным использованием государственных финансовых ресурсов;

- совершенствование финансового механизма, методов финансового планирования, системы финансового контроля;

- разработка программ государственных заимствований и управ­ление государственным долгом.

Минфин выполняет следующие основные функции:

- подготавливает предложения и реализует меры по совершен­ствованию бюджетной системы, развитию механизма межбюджетных отношений;

- участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития;

- разрабатывает меры по реализации инвестиционной полити­ки, участвует в финансировании инвестиционных программ и бюджета развития;

- разрабатывает прогноз консолидированного бюджета;

- составляет отчет об исполнении государственного бюджета;

- разрабатывает предложения и реализует меры по совершен­ствованию структуры государственных расходов;

- разрабатывает предложения о налоговой политике, совершен­ствовании налогового законодательства и налоговой системы;

- проводит государственную политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг;

- разрабатывает и реализует политику формирования структуры государственных заимствований;

- разрабатывает баланс финансо­вых ресурсов страны.

Рассмотрим далее, какие органы осуществляют управление финансами субъектов хозяйствования.

Управление финансами предприятий осуществляют финансовые отделы и службы предприятий.

Финансовая служба предприятия – это самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием. Ее структура и численность зависит от организационно-правовой формы предприятия, характера его хозяйственной деятельности, объема производства и численности работников.

Основными функциями финансовой службы предприятия являются:

1. Обеспечение финансирования хозяйственной деятельности предприятия.

2. Разработка инвестиционной политики.

3. Разработка кредитной политики.

4. Составление финансового плана предприятия.

5. Осуществление расчетов с поставщиками, банками, бюджетом, работниками.

В современных условиях главной задачей финансовой службы предприятия является не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, работниками, организация расчетов и контроль их осуществления, но и управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования собственного и заемного капитала и получения максимальной прибыли.

Основной задачей финансового менеджера является мобилизация и использование денежных фондов субъектов хозяйствования и максимизация рыночной стоимости предприятия. При этом важное значение приобретают такие вопросы финансового менеджмента:

- планирование и прогнозирование финансовой деятельности. Финансовое управление корпорации разрабатывает финансовые прогнозы, например, по объему производства и реализации продукции. На их основе предприятие разрабатывает финансовые планы, как для отдельных подразделений, так и в пределах всего предприятия.

- принятие наиболее эффективных решений в процессе инвестирования средств. Предприятие, которое успешно функционирует, имеет постоянно возрастающий объем реализации продукции, требует новых инвестиций для расширения производства. Финансовый менеджер должен определить оптимальные темпы роста объема реализации, структуру привлеченных средств, методы иx мобилизации;

- координирование финансовой деятельности предприятия со всеми его подразделениями;

- проведение операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительного капитала, реализации собственных акций и облигаций.

Предприятия с организационно-правовой формой акционерных обществ имеют большие финансовые управления. Главный менеджер по финансовым вопросам является, как правило, вице-президентом и непосредственно подчиняется президенту.

Подчиненными главного менеджера по финансовым вопросам являются главный казначей и главный финансовый контролер корпорации.

Главный казначей занимается планированием финансовых ресурсов корпорации, распределением выручки от реализации продукции по соответствующим фондам, управлением кассовой наличностью, рыночными ценными бумагами корпорации, планированием структуры капитала фирмы. Кроме того, в сфере казначея находятся вопрос оплаты труда управленческого персонала, а также формирование и использование пенсионного и резервного фондов.

Главный контролер занимается разработкой ежегодного отчета корпорации, включая отчет о прибылях и убытках, отчетный баланс. Он несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, аудиторскую деятельность и налогообложение корпорации.

Вице-президент по финансам вместе с другими членами Совета директоров корпорации и президентом определяет основные направления развития корпорации: капитальные вложение, направления развития производства, цены, уровень заработной платы, кредитную и дивидендную политику.

Руководство корпорации должно предусмотреть не только степень риска при осуществлении капитальных вложений и сроки их окупаемости, но и форму поступления средств, а также то, как новые инвестиции повлияют на финансовые результаты деятельности корпорации.

Главным показателем финансового состояния корпорации является динамика курса акций. Устойчивый рост курса акций свидетельствует о благоприятной финансовой перспективе корпорации, а снижение - об ухудшении ее финансового состояния, что может привести к банкротству. Курс акций зависит от фазы цикла, деятельности корпорации, повышения эффективности производства, уровня дивидендов на акцию, величины процента на рынке ссудного капитала.

Каждое решение руководства корпораций анализируется с точки зрения влияния на эти факторы и через них - на динамику курса акций.

Финансирование расширенного воспроизводства в корпорациях осуществляется не только за счет амортизационных отчислений и нераспределенной прибыли, но и за счет ресурсов, мобилизованных на финансовом рынке. Амортизационные отчисление и прибыль - это собственные средства корпорации, а ресурсы, мобилизованных на финансовых рынках, - привлеченные. Большинство корпораций привлекают необходимые им средства на рынке краткосрочных и долгосрочных кредитов.

3. Финансовое планирование

Прогнозирование и планирование — это виды субъективной деятельности человека, направленные на реализацию определенных целей.

Прогнозирование – это субъективная деятельность людей по составлению прогнозов. Прогноз (prognosis — предвидение, предсказание) — предсказание о состоянии какого-либо явления в будущем, применительно к финансам — это механизм предвидения состояния финансов конкретного экономического субъекта в будущем на перспективу.

Цель финансового прогнозирования — разработка и обоснование основных параметров (прогнозов) финансового развития.

Прогнозы бывают:

- краткосрочными (до года),

- среднесрочными (до 5 лет),

- долгосрочными или перспективными (свыше 5 лет),

- сверхдолгосрочными (50-100 лет).

Они могут охватывать, как всю финансовую систему, так и ее отдельные сферы.

Составлением прогнозов могут заниматься граждане, организации, государственные и международные структуры.

Объектами прогнозирования служат финансовые потоки и финансовые отношения.

Задача финансового прогнозирования — определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников их формирования и направлений использования в прогнозируемом периоде.

Финансовое прогнозирование, как уже отмечалось, представляет собой предугадывание конкретной направленности финансовых изменений. Оно может быть научным и ненаучным. Научное прогнозирование образует сложную систему разработки прогнозов. Ненаучное прогнозирование носит интуитивный, эмоциональный, упрощенный характер.

Прогнозирование предполагает разработку различных сценариев.

Наибольшее распространение на практике получили два типа сценария: оптимистический и пессимистический.

Суть пессимистического сценария условно сводится тому, что «ситуация ухудшается», оптимистического — «ситуация точно не ухудшится».

Выбор сценария зависит от личностных качеств менеджеров соответствующего экономического субъекта, их профессиональной подготовки, уровня логического мышления, профессионального опыта, предсказуемости действии субъектов, состояния и перспектив развития финансовой политики.

Сценарный механизм широко используется физическими и юридическими лицами, государственными и межгосударственными структурами. На государственном уровне оптимистический и пессимистический сценарии стали применять лишь в последние годы.

Финансовое прогнозирование осуществляется посредством различных методов. Наиболее широкое распространение получили метод экстраполяции, моделирования, метод экспертных оценок, ситуационного анализа, экономико-математические методы и др.

В жизни составлением прогнозов могут заниматься любые субъекты. Однако практическая значимость и роль отдельных прогнозов в рыночной экономике неодинаковы. Одни составляются для внутреннего финансового планирования. К ним относятся предугадывание состава и структуры доходов и расходов, объемов и динамики инвестиций в недвижимость и т.д. Другие прогнозы выполняются для нужд потребителей и могут быть как бесплатными, так и платными. В последнем варианте прогнозы становятся товаром и реализуются по соответствующей цене. Они бывают как позитивные, так и негативные для дезинформации экономических субъектов. Наибольшее значение для большинства экономических субъектов имеют прогнозы инвестиционного рейтинга, валютного курса, цен на новую продукцию и др.

На базе прогнозирования осуществляется финансовое планирование. Оно представляет собой субъективный процесс разработки и принятия целевых установок финансовой деятельности.

В деятельности общества финансовое планирование играет огромную роль. Без него любая разумная экономическая деятельность не представляется возможной.

Объектом финансового планирования служат денежные потоки, фонды и отношения экономических субъектов.

Результатом финансового планирования является составление различных финансовых планов (балансов, смет, графиков и т.д.). Центральное место среди них принадлежит бюджетному плану, в котором отражаются формы и методы образования и использования доходов расходов государства и местных органов власти.

По видам финансовое планирование классифицируется следующим образом:

- стратегическое,

- так­тическое,

- оперативное.

В практической финансовой работе важно различать и оптимально сочетать стратегическое, тактическое и оперативное финансовое планирование. Рассмотрим их подробнее.

Суть стратегического планирования заключается в составлении стратегии. Стратегия свойственна всем экономическим субъектам, но наибольшее значение она имеет для государственных структур, крупных кампаний и межгосударственных структур. Главная цель стратегического планирования — улучшение взаимодействия с внешней средой для достижения желаемого уровня доходности или прибыль­ности функционирования организации в будущем с учетом выявленных тенденций. При стратегическом планировании решаются вопросы:

- как изменится ситуация в будущем?

- что делать в изменившихся условиях наступления изменений?

- что было бы лучше сделать? и т.д.

Результатом стратегического планирования выступает сценарий развития финансов с количественными и качественными характеристиками.

Отсутствие или недостаточный уровень качества стратегического планирования финансов ведут к несогласованности в действиях руководства, отсутствию ясной концепции и ясно сформулированной будущей картины организации.

Тактическое планирование представляет собой конкретизацию, уточнение, дополнение стратегического планирования. Этот вид планирования ведется на месяц, квартал, полугодие, год, иногда — на два. Основной пример тактического финансового планирования — годовой финансовый план организации и государства.

Оперативное планирование — это текущее планирование на период до одного месяца: на день-два, неделю, декаду. Необходимость оперативного планирования обусловливается:

- резкими изменениями условий протекания финансовых процессов;

- появлением различных проблем и необходимостью анализа и принятия решений на ближайший временной период;

- значительными денежными потоками;

- изменения во внешней среде (изменение учетной ставки, валютного курса, различные форс-мажорные обстоятельства и т.д.).

Разновидностью оперативного планирования служит оперативно-календарное планирование. Это подробная конкретизация тактического планирования. Оперативно-календарное планирование финансов обеспечивает каждого менеджера, гражданина информацией (заданиями) о получении, движении, распределении и использовании денежных ресурсов. Составляются дневные (суточные) планы расходов и доходов, суточные затраты и объемы реализации.

Все виды планирования взаимосвязаны. Основным является тактическое планирование, поскольку оно, как правило, принимает ту или иную правовую форму: закон, постановление и т.д.

Все виды финансового планирования осуществляются посредством таких методов:

- нормативного;

- балансового;

- программно-целевого;

- экономико-математических;

- вертикально-горизонтальный;

- от достигнутого;

- по целям и др.

Нормативный метод заключается в использовании научно
обоснованных количественных и качественных нормативов (параметров) социально-экономической деятельности. Общее их назначение — экономия затрат, стоимости, вре­мени для повышения эффективности финансовой деятельности.

Балансовый метод (от balance – равновесие) – состоит в обеспечении равенства различных элементов. Этот метод предполагает балансирование финансовых ресурсов, обеспечения равенства поступлений и расходов. Он предполагает увязку источников формирования финансовых ресурсов с направлениями их использования. В практике большое распространение получили такие балансы: баланс финансовых ресурсов государства; баланс финансовых ресурсов предприятий денежных ресурсов; организаций; специальные.

Балансы финансовых ресурсов представляют собой равенство всех поступлений и расходов за определенный период (обычно за год) на конкретную дату и могут быть сводными, отраслевыми, региональными, перспективными, текущими. Они составляются государственными органами, юридическими лицами. Балансы финансовых ресурсов используются и в аналитических и в контрольных целях.

Балансы денежных доходов и расходов отражают движение денежных средств хозяйствующих субъектов за определенный период. Они применяются для анализа движения денежных потоков.

Специальные балансы характеризуют состояние различных сфер финансов экономических субъектов. Широко известны платежный календарь, план движения капиталов и кредитов, балансы основных фондов и т.д. Они применяются для решения расчетных и аналитических задач.

Балансовый метод положен в основу особой формы планирования – бюджетирования, представляющего процесс составления бюджетов поступлений (доходов) и расходов. Бюджетирование применяется физическими и юридическими лицами, го­сударственными и межгосударственными структурами. До последнего времени бюджетирование использовалось в государственных финансах при составлении бюджетов органов власти и внебюджетных фондов. В последние пять лет широкое распространение бюджетирование получило в корпорациях и домохозяйствах. Составляются бюджеты гражданина (семьи), отдельных членов семьи и в разрезе важнейших сфер финансирования жизнедеятельности человека. Основные из них: общий бюджет продовольственных продуктов, бюджет промышленных предметов потребления, бюджеты услуг, бюджеты предпринимательской деятельности.

Наиболее сложное бюджетирование характерно для организаций. Механизм бюджетирования заключается в сопоставлении расходов (затрат) с поступлениями (доходами) в форме составления различных бюджетов, образующих систему срезов функционирования экономических субъектов. Любой бюджет имеет четыре характеристики:

- расходы (затраты), соответствующие каждому поступлению (доходам);

- соотношение затрат и доходов в виде профицита (превышения поступлений над расходами), дефицита (превышения расходов над доходами) или баланса (равенства расходов и доходов);

- длительность (срок) бюджета.

По существу бюджетирование — это основная форма планирования движения финансовых ресурсов от начальных исходных фондов к конечным.

Программно-целевой метод сводится к целевому программированию. Программирование широко распространено в современной системе финансового планирования. В настоящее время используют целевые комплексные программы, представляющие систему научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение функциональных целей, с учетом имеющихся ресурсов и исполнителей. Финансовое программирование – это метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко обоснованные цели и средства их достижения.

Экономико-математические методы предполагают использование различных математических инструментов.

Планирование от достигнутого используется при цикличе­ски повторяющихся событиях. Большое его практическое преимущество — минимум затрат времени, средств и квалифицированного труда менеджеров. Однако при планировании от достигнутого всегда необходимо осуществлять определенные коррективы, адекватные потенциальным изменениям.

Планирование по целям — прием, обратный планированию от достигнутого. Исходным базовым элементом планирования здесь является не прошлый опыт или достигнутый результат, а новая полагаемая цель. Для ее достижения выбирается наиболее эффективная, по мнению менеджеров, модель взаимодействия организации с внешней средой. Тщательно учитываются все возможные ресурсы, имеющийся опыт и факторы движения финансовых ресурсов. Метод планирования по целям применяется во всех формах: стратегическом, тактическом и оперативном.

Технология планирования в сложных организациях (государстве, транснациональных и межнациональных корпорациях, министерствax, ведомствах и др.), представляющих собой иерархические системы, с множеством подразделений, имеет ряд специфических особенностей. Их функционирование неотъемлемо предполагает координацию плановой деятельности различных субъектов. Она осуществляется методами вертикального и горизонтального планирования. К методам вертикального планирования относят метод «сверху вниз» и обратный ему метод «снизу вверх».

Метод «сверху вниз» заключается в том, что цели и задачи организации формулируются высшим звеном. Плановые задания спускаются сверху. Используется централизованными, командными системами, функционирующими на принципах единоначалия.

Метод «снизу вверх» означает разработку плановых заданий снизу. Он принят в демократических структурах с использованием демократических принципов. Этот метод позволяет:

- максимально вовлекать в механизм планирования все возможные резервы,

- развивать собственную инициативу,

- повышать личную ответственность;

- компенсировать трудности вышестоящего звена в определении общих задач подразделения;

- перенести расходы на планирование вышестоящего звена на ни­жестоящие.

Функции вышестоящего центра сводятся к сбору планов подразделений, их обобщению, консолидации и корректировке, а на этой основе — к выработке единого сводного плана.

Недостатки метода «снизу вверх» следующие:

- при наличие существенных расхождений между структурными
подразделениями затраты на плановую деятельность оказываются
напрасными. Тщательно разработанные планы претерпевают существенных изменений, а часто вообще не принимаются во внимание;

- основная работа ложится на низовые управленческие уровни,
где затраты плановой работы носят более профессиональный харак­тер при низшем уровне стимулирования.

При горизонтальном планировании акцент делается не столько на конечные результаты, сколько на комплекс деятельности соответ­ствующих структур.

Существуют также и другие приемы, в том числе: принцип выде­ления главного звена, принцип комплексного планирования «до мель­чайших деталей» и др.

Все методы и принципы планирования имеют определенные ог­раничения. Поэтому наибольший эффект достигается, как правило, при комплексном их использовании.

Прогнозирование и планирование финансов имеют значитель­ную историю теории и практики. Наибольшие успехи на уровне субъектов хозяйствования (корпораций) были достигнуты в западных странах, а на уров­не государств — в странах бывшего социалистического лагеря. Мно­гие рациональные «зерна» государственного планирования СССР были успешно использованы в экономической теории и практике зарубежных государств, особенно при реализации антикризисной политики в периоды великих депрессий первой половины XX века.

К сожалению, при переходе нашего государства от командной экономики к рыночной у многих реформаторов в силу ряда субъективных причин сложилось весьма негативное отношение к планированию вообще и финансовому в частности. В результате из системы экономического образования и практики хозяйствования планирование как особая функция управленческой деятельности было почти полностью уст­ранено. Всем известные отрицательные последствия не замедлили сказаться. Лишь в последние годы объективные законы потребовали коренным образом изменить отношение к плановой деятельно­сти.

Все сказанное выше обусловливает ряд особенностей совре­менного развития прогнозирования и планирования финансов. Важнейшие среди них следующие:

- повышение роли прогнозирования и планирования финансов в экономической деятельности всех экономических субъектов: граж­дан, организаций и институциональных структур;

- максимальный учет в финансовом планировании субъективной
деятельности людей и объективных закономерностей рыночной экономики;

- обеспечение соответствия реальной открытости плановой деятельности законодательным положениям;

- комплексное использование видов, методов и инструментов финансового планирования;

- повышение уровня профессионализма финансовых менеджеров.

4. Финансовый контроль

Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий процесса управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

Сложность понимания финансового контроля обусловлена сложностью категории «финансы». Финансы это общественная категория, поскольку они являются основой любой общественной деятельности. С другой стороны, материальным воплощением финансов являются финансовые ресурсы и их движение. Поэтому финансовый контроль - это, своего рода, «лакмусовая бумажка», на которой проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии их формирования для начала осуществления деятельности в любой сфере, и заканчивая получением финансовых результатов от этой деятельности.

Финансовый контроль служит необходимым методом защиты и реализации финансовых интере­сов различных субъектов. Будучи реальным выражением контрольной функции финансов, он охва­тывает совокупность мероприятий субъективной деятельности лю­дей по наблюдению, сопоставлению, проверке и анализу движения денежных ресурсов.

Для чего нужен финансовый контроль? Для определения эффективности, предупреждения и борьбы с хищениями, нецелевым использованием средств, коррупцией.

Появление контроля имеет объективный и повсеместный характер. В его основе лежит стремление людей к лучшей жизни в обществе в условиях ограниченности жизненных ценностей.

Нецелевое использование чужих средств - неотъемлемое свой­ство деятельности органов власти всех стран, организаций, неформальных коллективов и граждан. Оно существовало всегда, но осо­бых размеров достигло в наше время. Важной задачей финансового контроля является предупреждение и устранение последствий присвоения чужих финансовых ресурсов.

Необходимость контроля диктуется рядом объективных и субъективных факторов, в том числе:

- неопределенностью будущего, отсутствием 100%-ной вероятности развития событий и процессов в желаемом направлении, особен­но в финансовых отношениях;

- наличием субъективного фактора - конкретной деятельности человека;

- важностью предупреждения возникновения кризисных си­туаций;

- целесообразностью поддержания успеха деятельности управляющего субъекта (развитие уверенности в правильности решений и т.д.).

В этой связи создание и обеспечение высокорезультативного финансового контроля представляет для любого общества задачу пер­востепенной важности.

Финансовый контроль - это форма реализации контрольной функции финансов. Если контрольная функция финансов является свойством самих финансов, то финансовый контроль является деятельностью специальных органов, организующих и осуществляющих этот контроль.

Контрольная функция финансов определяет назначение и содержание финансового контроля. В то же время его направленность изменяется в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений.

Финансовый контроль - это проверка финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования с помощью специфических форм и методов.

Назначение финансового контроля - это успешная реализация финансовой политики государства.

Объектом финансового контроля являются денежные распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов. Формально ­это финансовые показатели, которые либо регламентируют процесс формирования,

К основным функциям финансового контроля относятся:

1) обеспечение своевременной и достоверной информации о движении денежных средств;

2) предупреждение кризисных ситуаций в финансах;

3) предупреждение и борьба с финансовыми нарушениями;

4) стимулирование деятельности субъектов финансов.

Соответственно функциям финансовый контроль решает следующие основные задачи:

- проверку правильности и своевременности формирования денежных фондов;

- проверку правильности и своевременности использования денежных фондов;

- проверку соблюдения финансовой дисциплины (правил учета и отчетности экономических субъектов);

- предотвращение финансовых нарушений (хищений, неце­левого использования и т.д.);

- выявление резервов эффективного формирования и расхо­дования финансовых ресурсов.

Важнейшими элементами финансового контроля являются:

- субъекты контроля;

- объекты контроля;

- принципы контроля;

- методы контроля;

- процесс контроля;

- результаты контроля.

Сам процесс контроля – это непосредственно контрольная деятельность. Результаты контроля - оценка финансов контролируемого объекта. Все названные элементы находят отражение в организации финансового контроля. При этом особое внимание уделяется методам проведения финансового контроля.

Субъектами финансового контроля выступают:

- граждане;

- организации;

- государство (в лице соответствующих структур власти);

- граждане и организации зарубежных государств;

- другие государства и межгосударственные организации.

Объектами контроля служат:

- денежные отношения;

- потоки;

- фонды денежных средств.

Принципы контроля определяются политикой субъектов финан­сов, отраженной в соответствующих законодательствах, положениях организаций и граждан.

Методы контроля представляют собой приемы, способы наблюдения, сопоставления, проверок функционирования финансовых ресурсов.

Характер, масштабы и значение финансового контроля опреде­ляются состоянием социально-экономической системы общества, уровнем развития товарно-денежных отношений. Его эффективность зависит от масштабности и комплексности. Чем шире, емче кон­троль, тем больше сторон он охватывает, тем выше значимость и больше роль финансового контроля.

Эффективная организация финансового контроля не возможна без его классификации. Финансовый контроль классифициру­ется по следующим признакам.

В зависимости от времени проведения различают три основные формы финансового контроля: предварительный, текущий (опера­тивный) и заключительный.

Предварительный контроль осуществляется в основном на стадиях прогнозирования и планирования денежных потоков, до реального движения (поступления и использования) финансовых средств. Его проводят при разработке финансовых планов, составлении бюдже­тов, разработки программ и т.д. Это позволяет заранее предупредить неправильное и нерациональное расходование средств, выявить ре­зервы, возможные нарушения финансовой дисциплины. Предвари­тельный контроль осуществляют граждане и специальные структурные подразделения субъектов финансов.

Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе совер­шения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд, суб­сидий и т.д. Он ведется, как правило, на рабочем месте и сводится к контролю деятельности и результатов труда. Цель контроля – предупреждение возможных злоупотреблений при получении и расходовании средств, соблюдение финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Его исполнители - граждане и специальные структуры экономических субъектов. Основной принцип текущего контроля - поддержание системы обратной связи.

Заключительный контроль проводится после осуществления доходов и расходов фондов на основе учетной и отчетной документации. Его цель - проверка правильности и целесообразности расходов, полноты и своевременности поступления доходов. Контроль осуществляют в основном граждане и специальные структуры.

Все три вида контроля органически взаимосвязаны, дополняют и зависят друг от друга.

В зависимости от экономических субъектов проводится:

- индивидуальный, частный (гражданский) контроль, осуществляемый каждым гражданином общества. Цель - проведение в жизнь личной финансовой политики граждан, обеспечение их интересов при поступлении доходов и расходов;

- государственный контроль, проводимый органами власти (президентом, парламентом, правительствами, министерствами и ведомствами и др.). Главная цель - обеспечение интересов государства в рамках функционирования государственной собственности (бюджета, государственного экономического сектора, инфраструктуры и т.д.) прежде всего, при поступлении доходов и расходовании государственных средств;

- ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерствами и ведомствами в отношении деятельности подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

- внутрихозяйственный контроль ведется экономическими и финансовыми службами организаций. Объект контроля - хозяйст­венная и финансовая деятельность;

- общественный контроль проводится различными общественными организациями;

- независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами;

- международный контроль осуществляется международными субъектами.

В зависимости от сферы финансовой деятельности различают бюджетный, инвестиционный, налоговый, кредитный, валютный, страховой и другие виды контроля.

Среди методов финансового контроля используются: проверки, обследования, надзор, экономический анализ, наблюдение, ревизии.

Проверка проводится по отельным вопросам финансово-хо­зяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и рас­ходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения фи­нансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию и т.д.

Надзор за экономическими субъектами проводится гражданами, контролирующими органами, получившими специальные полномо­чия (лицензия и т.д.) на определенный вид финансовой деятельно­сти: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль соблюдения установленных правил и нормативов, наруше­ние которых влечет за собой отзыв лицензии.

Экономический анализ как разновидность финансового контроля имеет целью детальное изучение периодической или годовой финан­совой и бухгалтерской отчетности для общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль финансового состояния в целом или одной из сторон.

Ревизия - взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, проводимых с по­мощью определенных приемов фактического и документального кон­троля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обосно­ванности, экономической эффективности совершенных денежных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности - для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта разли­чаются ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.

Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финан­сово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности субъектов.

Комплексная ревизия - наиболее полная, она охватывает все сто­роны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организа­ции, хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, во­просы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества состояния учета и отчетности.

Тематическая ревизия - проверка определенного аспекта деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

В зависимости от степени охвата финансовых и хозяйственных операций различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии.

Сплошная ревизия предполагает проверку всех операции на определенном участке деятельности за весь проверяемый период.

Выборочная ревизия - это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии.

Комбинированная ревизия предусматривает проверку одних участков сплошным методом, а других - выборочным, что позволяет ревизировать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.

Остановимся более подробно на независимом финансовом контроле.

Переход от единой народной собственности к многообразию при господстве частной собственности повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контрольных органов, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К такому виду финансового контроля относят аудиторский контроль.

По результатам аудиторского контроля различные уровни управления должны получить информацию о фактическом состоянии организации, выполнения обязательств по налогам, внебюджетным пла­тежам, а также об использовании бюджетных средств. Экономические интересы государственных органов управления, налоговых служб, администрации организации, его коллектива, учредителей и акционеров не совпадают. Хозяйственные субъекты стремятся получить большую массу прибыли, но при этом сократить налоги и различные сборы в бюджет. В то же время интересы в получении объективной информации у различных субъектов совпадают. Таким образом, каждый хозяйствующий субъект, банки и физические лица, находящиеся во взаимоотношениях с организациями, заинтересованы в получении достоверной информа­ции об их деятельности. Владелец организации заинтересован в том, чтобы государство и третьи лица, от которых зависит дальнейшее развитие деятельности, были уверены в объективности информации.

В таких условиях возникает необходимость прибегать к получению доказательств достоверности показателей учета, баланса и финансовой отчетности. Такие доказательства могут быть получены при проведе­нии аудиторско-ревизионных процедур независимыми аудиторами или экспертами.

Полная и всесторонняя оценка деятельности организации и ее платежеспособности, достоверности показателей бухгалтерского баланса и финансовой отчетности должны основываться на принципах достаточности и убедительности аудиторских доказательств.

Внутренний аудит проводится в целях управления организациями и определяется руководителем предприятия. Он подразделяется на управленческий аудит и аудит хозяйственной деятельности.

Внешний аудит подтверждает достоверность бухгалтерской от­четности и законность совершенных операций. Результатом работы аудитора является отчет аудитора и итоговое заключение о соответст­вии отчетности установленным критериям и правилам учета.

Специальный аудит - это проверка конкретных вопросов хозяй­ственной деятельности. Цель - подтвердить законность, добросове­стность и эффективность работы администрации, правильность со­ставления н


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: