Виды предпринимательской деятельности.
Это сферы и пути, в которых реализуются цели предпринимательства. Такими сферами являются производственная, научная, коммерческая, финансовая и страховая.
Производственное предпринимательство – предпринимательство, направленное на изготовление разнообразной продукции, выполнение работ и предоставление услуг для потребителей.
Если производство не направлено на удовлетворение общественных потребностей (например, выращивание овощей на дачном участке для собственного потребления), оно не является предпринимательской деятельностью.
Научное предпринимательство - предпринимательство, которое выступает предпроизводственной стадией производства и реализуется в деятельности предприятий, которые работают над внедрением в производство новой идеи или проекта, а также специализируются на проведении научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских разработок.
Каждая пятая новинка науки и техники успешно внедрённая крупными компаниями развитых стран, приобретена у небольших фирм и даёт коммерческий результат.
Коммерческое предпринимательство – деятельность по купле-продаже товаров и услуг.
Такой деятельностью занимаются, прежде всего, торговые организации, разные посредники.
Финансовое предпринимательство - деятельность по купле-продаже денег, валюты и ценных бумаг.
Такой деятельностью занимаются коммерческие банки, фондовые биржи, инвестиционные фонды и др.
Страховое предпринимательство – деятельность по страхованию риска и затрат.
Этот вид деятельности осуществляют страховые компании, пенсионные фонды и другие организации.
Такие виды услуг, как информационные, консультационные, маркетинговые относить к посреднической деятельности нецелесообразно. Ведь производственная деятельность предусматривает оказание услуг.
Между предпринимателями существует конкуренция за приобретение лучших видов производственных ресурсов, за получение, государственных контрактов, за самые выгодные рынки сбыта и т.д.
Общность интересов общества и предпринимателей. А. Смитт писал о том, что, преследуя свои экономические цели, люди лучше удовлетворяют общественные интересы, чем в том случае, если бы они стремились сделать это специально.
Насколько верно отвечает эта формула реалиям прошлого и настоящего, однозначно ответить невозможно.
Тогда можно поставить новый вопрос: когда интересы предпринимателей и общества совпадают, а когда нет? С философской точки зрения интересы предпринимателей и общества существует противоречивое единство. Это означает, что при определённых условиях и в определённом промежутке времени интересы предпринимателей и общества совпадают, а в других случаях между ними может возникнуть противоречие и даже конфликт, способный перерасти в антагонизм.
Если предприниматели изготавливают товары и услуги для удовлетворения общественных потребностей с минимальными затратами и не устанавливают монопольно высоких цен, их интересы совпадают с интересами общества. Но для практики трансформационных преобразований в Украине, как в целом для экономической теории, важно выяснить, когда интересы общества и предпринимателя не совпадают.