Положение Русской Церкви при Елизавете Петровне

Воцарение дочери Петра Елизаветы было восторженно встречено народом и духовенством. Русская по духу, глубоко верующая и церковная, она пользовалась общей любовью. Проповедники прославляли ее как спасительницу России от иноплеменного ига, восстановительницу православия и народности. Синод получил право непосредственного доклада императрице. Часто она давала распоряжения Синоду через своего духовника протоиерея Феодора Дубянского, малоросса, который в церковных делах имел большое влияние, действуя на пользу Церкви. Другом духовенства был граф Алексей Разумовский, тайный муж императрицы.

Через три недели, как взошла Елизавета на престол, она издала указ о широкой амнистии всех пострадавших во времена Феофана (Прокоповича) и Остермана. Императрица объявила все законы Петра Великого своими законами, в частности коллегию экономии возвратили духовенству. Обер-прокурором Синода был назначен Я.П. Шаховской. До него обер-прокуроры никакого значения не имели. Шаховской, вступив в должность, занялся приведением дел в порядок. Он был человеком не чуждым Церкви, но, увлекаясь буквой закона, постоянно сталкивался с членами Синода из-за различных финансовых вопросов.

В 1742 г. на Московскую епархию был назначен архипастырь, так же был указ об открытии новых епархий: Петербургской, Костромской, Переяслявской. К 1753 г. число епархий возросло до 30-ти. В 1751-1760 гг. сербы и болгары семьями переселялись в южную Россию, там увеличилась православная паства. Епархия на юге России была в ведении епископа Иосафа Белгородского. Императрица почитала Святителя Иоасафа, принадлежавшего к родовитой малоросской семье. Он учился в Киевской Академии, в 1725 г. принял постриг в Межигорском монастыре Рукоположенный в иеродиаконы, он преподавал в низших классах академии. К 30-ти годам строгий подвижник и талантливый администратор, был назначен игуменом Мгарского монастыря. В 1742 г. по произнесению проповеди в пользу сборов на монастыри был замечен государыней и возведен в архимандриты, потом епископа Белгородского. Святитель Иоасаф ревностно управлял своей многочисленной епархией, все деньги тратил на благотворительность.

В царствование императрицы Елизаветы особенно выделился выдающийся иерарх того времени владыка Симон (Тодорский), сын казака, он обучался в Киевской академии, потом усовершенствовал свои знания в Галле. Он хорошо изучил богословие и философские науки, греческий, еврейский и другие восточные языки, читал на подлинных языках Священное Писание. В 1738 г., вернувшись в Киев, он стал профессором Академии и был поставлен начальником филологических классов. Когда встал вопрос о законоучителе племянника императрицы, прибывшего из Голштини, назначенного ее наследником престола, то выбор пал на иеромонаха Симона. Великий князь Петр Федорович, сын дочери Петра Великого Анны не получил должного воспитания, был болезненным и своенравным, оставался в душе немцем и лютеранином. Он не любил новую родину, презрительно относился к православной вере, надсмехаясь над своим наставником. Симон проводил занятия и с невестой Петра, принцессой Софией-Августой Ангальт-Церпскою, будущей императрицей Екатериной. Симон смог приобрести доверие и расположение и склонить будущую императрицу к православию. В 1744 г. принцесса крестилась с именем Екатерина. Симон же стал членом Синода, был рукоположен в архимандриты Костромского Ипатьевского монастыря, потом в архиепископы с перемещением на Псковскую кафедру. Он находил время для научных занятий, благоустраивал епархию. Открыл семинарию, устроил библиотеку, помогал храмам, нуждающимся людям. Заболев, он скончался в 1754 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: