Функции решения в методологии и организации процесса управления. Лауреат Нобелевской премии в области экономики Герберт А

Лауреат Нобелевской премии в области экономики Герберт А. Саймон назвал принятие решений “сутью управленческой деятельности”. Принятие решений - основная задача, “родовой” вид деятельности, управленческое решение - конечный продукт профессиональной деятельности менеджера.

В жизни каждый человек принимает множество решений, касающихся его лично или его близких. В этих случаях допустим субъективный подход к принятию решений, основанный на прошлом опыте, интуиции, советах знатоков, доброжелателей и т.п. Однако принятие управленческих решений затрагивает интересы большого количества людей и поэтому требует не субъективного, а научного, методологически и математически аргументированного подхода. Знание научных основ теории и методов принятия решений является необходимым условием профессиональной квалификации менеджера.

Основная функция менеджеров всех уровней управления состоит в анализе, разработке, обосновании и принятии решений. В мире происходит постоянное противоборство двух мощных факторов и тенденций: фактора случайного, порождающего тенденцию к дезорганизации, разрушению; фактора управления, обусловливающего тенденцию к организованности, упорядочиванию, развитию, прогрессу.

Необходимым условием управления является выбор. Управление возможно лишь тогда, когда система обладает некоторым множеством программ (планов, сценариев) деятельности, возможностью их выбора и реализации. Программа деятельности как отдельного человека, так и организационной системы реализуется как иерархически организованная последовательность задач принятия решений, направленных на выбор, наиболее предпочтительного варианта действий.

Анализ процедур принятия решений основывается на едином кибернетическом подходе к исследованию процессов управления. Несмотря на отличия целей, содержания и условий решения конкретных задач управления (касающихся индивидуального поведения человека или организационных систем), задачи принятия решений структурно идентичны.

Организации функционируют в изменяющейся (вариативной) внешней среде. Основная тенденция развития среды состоит в усилении нестабильности. Нестабильность укрупненно характеризуется тремя показателями: степенью привычности событий, темпом изменений ситуаций, предсказуемостью будущего. Сохранение (или повышение) эффективности системы в условиях растущей непредсказуемости, новизны и сложности окружения требует адекватных изменений в системе; в организациях эти изменения носят характер целесообразного поведения. Поэтому управление представляет собой процесс формирования целесообразного (эффективного) поведения системы.

Цели, внешняя и внутренняя среда систем управления вариативны (динамичны), поэтому основной функцией, реализуемой управляющей системой является разработка программ поведения системы, а управление, следовательно, можно определить также и как выбор одного из множества возможных альтернативных вариантов поведения.

Организационное (управленческое) решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

Принятие решений - личная функция менеджера, однако, в отличие от «личных» решений, каждое управленческое решение представляет собой проект определенного изменения организации. Управленческие решения реализуются в среде сложных динамичных социально - технических систем, определяют поведение и влияют на жизнь многих людей, каждый из которых обладает собственными целями, интересами, предпочтениями и т.п. Принятие управленческих решений отражается на всех функциях менеджмента - планировании, организации деятельности, мотивации, контроле, каждая из которых имеет специфические аспекты.

В процессе выбора и принятия управленческих решений участвуют: лицо принимающее решения (ЛПР); эксперты; аналитики.

Лицо принимающее решения – человек, наделенный необходимыми полномочиями и несущий ответственность за принятое управленческое решение.

Эксперты – специалисты, располагающие информацией о рассматриваемой проблеме, но не несущие непосредственной ответственности за результат ее решения.

Аналитики (консультанты) – специалисты, формулирующие и формализующие задачи менеджмента и организующие процедуры их решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: