Неэкономические методы регулирования международной торговли. Торговые договоры. Правовые режимы и их виды

Финансовые методы торговой политики. Субсидии и их виды. Экспортные кредиты. Демпинг и его классификация. Антидемпинговая пошлина.

Скрытые методы торговой политики. Технические барьеры. Внутренние налоги и сборы. Политика в рамках государственных закупок.

Скрытые методы – это барьеры нетаможенного характера, позволяющие стране в обход международных соглашений в одностороннем порядке ограничивать экспорт или импорт. Они могут осуществляться как центральными, так и местными органами государственной власти.

К скрытым методам относятся:

1. Технические барьеры – требования о соблюдении национальных стандартов, санитарно-гигиенических норм, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров. Однако во многих случаях эти меры диктуются не столько соображениями протекционизма, сколько интересами защиты потребителей.

2. Внутренние налоги и сборы – в случаях, если накладываются только на импортные товары, а отечественные обложению ими не подлежат. Тогда эти налоги ведут к повышению цены импортных товаров и снижению их конкурентоспособности. Отличительные особенности их – используются как центральными, так и местными органами государственной власти, могут часто произвольно изменяться, очень многообразны.

3. Государственные закупки – инструмент, обязывающий государственные предприятия приобретать товары только у национальных производителей, часто несмотря на более высокие издержки. Особенно широко используется в условиях гипертрофированной государственной собственности.

4. Требование о содержании местных компонентов в производимых товарах. Доля местных производителей в конечном продукте устанавливается законодательно, несмотря на то, что их издержки могут быть выше. Все эти меры призваны сократить импорт, поддержать местных производителей, увеличить занятость. Количественно последствия их использования оценить весьма сложно, но практика позволяет судить, что они ведут к удорожанию импортной продукции, что дополнительным бременем ложится на потребителей, в конечном счете, снижает благосостояние страны и эффективность экономики в целом.

Они предполагают использование следующих инструментов:

Ø субсидии;

Ø экспортные кредиты;

Ø демпинг.

Субсидии – денежная выплата, имеющая целью финансовую поддержку национальных экспортеров и косвенную дискриминацию зарубежных импортеров. Предоставляется либо своим экспортерам, либо отечественным производителям импортозамещающей продукции. Т.е. это государственная дотация производителям продукции, покрывающая разницу между издержками и выручкой.

ГАТТ-ВТО считает прямое субсидирование нечестной конкуренцией и запрещает его. В случае обнаружения импортирующие страны отвечают компенсационными пошлинами.

По характеру выплат субсидии бывают:

Ø прямые – непосредственно выплачиваются экспортеру после завершения им экспортной операции;

Ø косвенные – предоставление экспортерам льгот по уплате налога, кредита на льготных условиях, льготного страхования, возврата импортных пошлин.

По направленности субсидии делятся на:

Ø внутренние – основаны на бюджетном финансировании отечественных товаров, конкурирующих с импортными на внутреннем рынке;

Ø экспортные субсидии – бюджетное финансирование экспорта в форме выплат национальным экспортерам, позволяющее продавать товар за границей по ценам ниже внутреннего рынка.

Последствия введения экспортных субсидий.

 
 


Страна А – экспортер, страна В – импортер.

Правительство страны А ввело прямые субсидии либо снизило экспортерам налоги. В результате кривая предложения сдвинулась вправо – в положение S*. Экспортная цена снизилась до РВ – т.е. ухудшились условия торговли страны А. Но экспорт увеличился с Q1 до Q2. Если выгода от роста объема продаж перекрывает проигрыш от снижения цены, экспортеры страны А выигрывают. Но внутренние цены страны А увеличились, т.к. из-за роста экспорта на внутренний рынок поступает меньше товаров. Т.е. потребители страны А несут убытки. К тому же субсидии финансируются из бюджета за счет налогов. Вывод: с экономической точки зрения экспортные субсидии весьма спорны и скорее вредны.

Разновидностью скрытого субсидирования является экспортное кредитование. Различают следующие его виды:

Ø Субсидированные кредиты национальным экспортерам, когда государственные банки выдают кредит по ставке процента ниже рыночной;

Ø Государственные кредиты иностранным импортерам – когда на полученный кредит обязаны покупать товар только у страны – кредитора;

Ø Страхование экспортных рисков отечественных экспортеров. Риски могут быть как коммерческими, так и политическими.

Демпинг – это экспорт товаров по более низким ценам, чем на внутреннем рынке (возможно, даже ниже себестоимости). По источникам различают следующие виды:

Ø осуществляемый за счет собственных ресурсов производителей – экспортеров;

Ø за счет государственных экспортных субсидий.

По способу осуществления различают виды:

Ø Постоянный демпинг – долговременный экспорт товаров по цене ниже нормальной. Применяется монополиями, использующими эффект масштаба. На мировом рынке они продают продукцию по сниженным ценам, а на контролируемом ими внутреннем рынке цену повышают.

Ø Спорадический демпинг – эпизодическая продажа товаров на внешнем рынке по заниженным ценам. Возможен в случаях, когда собственный внутренний рынок переполнен, и возникает дилемма: сократить производство или продать излишки на мировом рынке.

Ø Преднамеренный (хищнический) демпинг – временное преднамеренное снижение экспортных цен с целью подавления конкурентов и установления собственной монополии.

Демпинг запрещен ГАТТ-ВТО и национальным законодательством многих стран. В случае установления факта демпинга страна-импортер вправе ввести антидемпинговые пошлины – т.е. временный сбор в размере разницы между ценами товара на внутреннем и мировом рынках, вводимый страной-импортером для компенсации потерь от товарного демпинга.

В области применения этих методов особенно сильна связь международной экономики и международного права.

Правительства двух стран заключают торговый договор, устанавливающий принципы и режим торговли между ними. При этом исключительно важен правовой режим, предоставляемый контрагентам на своей территории.

Существует два основных вида правовых режимов:

1. Режим наибольшего благоприятствования, означающий отсутствие дискриминации данной страны по сравнению с другими. Этот режим представляет собой предоставление двумя договаривающимися сторонами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется любое третье государство. Исключения допускаются только для приграничной торговли, для интеграционных объединений и для развивающихся стран.

1. Национальный режим – предоставление иностранным юридическим и физическим лицам тех же условий, что и национальным. Применяется внутри интеграционных группировок и в отношении вывоза капитала.

Тема 5. Международная торговля услугами

1. Международные услуги и их классификация. Различия товаров и услуг. Масштабы международной торговли услугами.

2. Услуги международного транспорта и их виды. Влияние транспортных издержек на территориальное размещение производства. Международные поездки и их виды.

3. Государственное регулирование международной торговли услугами. Меры регулирования доступа на рынок. Ограничения на использование национального режима.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: