Международные услуги и их классификация. Различия товаров и услуг. Масштабы международной торговли услугами.
Во второй половине ХХ в. наряду с быстрым ростом мировой торговли товарами опережающими темпами расширяется международный обмен услугами. Помимо традиционных видов услуг (транспортных, финансово-кредитных, туристических и др.) все большее место в международном обмене занимают новые виды услуг, развивающиеся под воздействием НТР (информационно-вычислительные, лицензионные, консалтинговые и др.).
Насыщенность мирового рынка товарами приводит к увеличению спроса на услуги, вызывая интенсивное развитие рынка услуг.
Всемирный Банк делит услуги по критерию движения дохода на две большие группы: факторные и нефакторные.
Факторные услуги охватывают платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства (капитала и рабочей силы). Это доходы на инвестиции, роялти, лицензированные платежи, заработную плату нерезидентов. Нефакторные — остальные виды услуг. К ним относится: транспортные, путешествия и пр.
|
|
Международной практикой определены следующие 12 секторов услуг, которые, в свою очередь, включают в себя 155 подсекторов:
1) коммерческие услуги;
2) услуги почты и связи;
3) строительные работы и сооружения;
4) торговые услуги;
5) услуги в сфере образования;
6) услуги по охране окружающей среды;
7) услуги в области финансового посредничества;
8) услуги в области здравоохранения и социальной области;
9) услуги, связанные с туризмом;
10) услуги по организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий;
11) услуги транспорта;
12) прочие, никуда не включенные услуги.
В условиях высокой степени насыщения мирового рынка товарами и ужесточения на нем конкуренции важное значение приобретают услуги, оказываемые сектору бизнеса: инжиниринг, консалтинг, франчайзинг и др.
Инжиниринг представляет собой инженерно-консультационные услуги по строительству предприятий и объектов.
Консалтинг — это процесс предоставления клиенту необходимых для осуществления профессиональной деятельности особых знаний, навыков и опыта.
Франчайзинг охватывает систему отношений по передаче или продаже лицензий на технологию и товарный знак.
В настоящее время в сфере услуг развитых стран производится более 60-70% ВВП, занятость в них достигает или превышает половину экономически активного населения.
Выделим качественные различия между торговлей товарами и услугами.
В силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом и импортом.
В отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные нюансы. Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа на дискете), вполне видимы (модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке).
|
|
Предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну. Поэтому в соответствии со способами доставки потребителю услуги делятся на:
• услуги, связанные с инвестициями (банковские, гостиничные и профессиональные);
• услуги, связанные с торговлей (транспорт, страхование);
• услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей (связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги).