Педагогическая психология как отрасль психологической науки

Список группы

Когда кончились драматические события с определением предмета и т.п. появилось следующее определение ПП.

Педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития в условиях целенаправленного обучения и воспитания.

Психическое развитие начинается в пренатальный период, происходит в каждую данную минуту жизни человека. Слова «в условиях целенаправленного обучения и воспитания» являются ключевыми.

Каким должно быть ПП-исследование? Как должен двигаться исследователь в ПП?

А.Н. Леонтьев. Этапы ПП-исследования:

1. выделение отрезка педагогической действительности как отправной момент исследования. Под словом «отрезок» имеется в виду возрастной период, год, урок и т.п., но это ограничено. Здесь это любой факт педагогической реальности. Феномен школьной неуспеваемости и многое другое.

2. психологическое изучение деятельности учащихся (и учителя) как один из моментов этой действительности. Изучение отношений, переживания, уровень готовности к какой-либо деятельности и т.д. Здесь определяется предмет, который должен изучаться.

3. результат второго этапа, новое психологическое представление о деятельности ученика (учителя, отношения и т.д.) в рамках данного отрезка действительности. Т.е. выстраивание психологической картины действительности.

4. педагогическое реконструирование данного отрезка действительности. Совершенствование и т.д.

5. новая педагогическая реальность, которая снова исследуется (закольцовано).

Например, предположим, неуспеваемость учеников в каком-то классе. — Отправной момент исследования.

Второй этап. Диагностика, выяснение причин неуспеваемости (дети, позиция учителя, сам процесс учения и т.д.)

Школьная неуспеваемость — целый тяжёлый синдром. Низкая самооценка. Плохие семейные отношения. Сделать всё, чтобы учёба своих детей была успешна.

Третий этап. Дифференцировать причины неуспеваемости.

Четвёртый этап. Реконструкция.

Оценивание эффектов коррекции. Если у кого-то неуспеваемость сохранилась, начинаем диагностику снова.

Исследования неуспеваемости, Лия Соломоновна Славина «Трудные дети».
5 групп причин неуспевающих:

1. нарушение мотивационного плана. Нет ни соц. мотивов, ни интересов.

2. интеллектуальная пассивность — когда ребёнок может справиться с какой-то задачей, вопросом, но он даже не предпринимает попыток, как бы защищается от этой задачи. Но если эту же задачу выразить таким образом, чтобы это как-то касалось личной жизни ребёнка, он моментально соображает и решает задачи. Т.е. школьные задачи вызывает у него отторжение, дискомфорт.

3. возникновение смысловых барьеров. Связана с первыми двумя группами. Смысловой барьер — ребёнок понимает и принимает все требования старших, но это не становится для него личностным смыслом, не присваивается, не понимается, как своё.

4. Неумение учиться и неумение организовать свою деятельность. Неумение учиться — ребёнок не знает, как ему за что приняться. Девочка учила стихотворение Маршака, данное в два столбца. Эта девочка учила по строфе из каждого столбца, она не умеет работать со стихотворным текстом.

5. Неумение организовать свою деятельность. Саморегуляция, планирование. Как правило, связано с импульсивностью. Достаёт из ранца всё. Садится работать, оказывается, что в ручке кончилась тушь и т.д.

Комплекс причин.

С чем мы здесь имеем дело? С обучением, с воспитанием или с развитием? Со всем. Т.к. в обучении меняем деятельностный план, получается, человек хочет удержать успех, подпитка эмоц. сферы, самодвижение системы, дальнейший двигательный план.

Любая область структурируется. Структура ПП включает три раздела. Они не выбрасывают проблематику других разделов, они акцентируют опред. задачи.

1. психология воспитания

2. психология обучения

3. психология учителя

Основные фундаментальные проблемы (проблемные области) психологии воспитания:

1. содержание и структура мотивационной сферы человека в разные возрастные периоды. Ценностные ориентации, нравственные установки

2. развитие самосознания. Самооценка, самоотношение, самопознание, сознательная саморегуляция. Я-образ, я-концепция.

3. условия формирования, развития и разрушения групп и коллективов применительно к возрасту и роду занятия.

4. условия и последствия психической депривации, которая неизбежно связана с дефицитом воспитания или грубыми его нарушениями.

Основные проблемы психологии обучения:

1. внешние и внутренние различия познавательной деятельности в условиях разных психодидактических систем. (Система Давыдова и традиционная система.)

2. становление учащихся в позицию субъекта учения.

3. соотношение мотивационного и интеллектуального плана познавательной деятельности (по Выготскому встреча аффекта и)

4. возможности и ограничения управления процессом учения и самоуправление со стороны того, кто учится.

5. психолого-педагогические критерии эффективности обучения и учения.

6. психолого-педагогические критерии оценки разных систем обучения. Что реально может дать данная система.

Проблемы психологии учителя. Это совсем молодая область, возникла в СССР в 40-х гг. 20-го века. Потом она была заброшена. В конце 80-х возродилась.

1. показатели готовности и пригодности учителя к педагогической деятельности. По личностным качествам, по уровню эрудиции, неготовность к межличностным отношениям.

2. Митина: оценка творческого потенциала учителя и возможности преодоления педагогических стереотипов (нахождение нового, своего пути в профессии).

3. стилевые и стилистические особенности деятельности учителя. Традиционно различают три стиля: демократический, авторитарный и либеральный. У всех присутствуют все стили, какой-то один преобладает. Демократический стиль наиболее эффективен. Либеральный стиль — стиль попустительский, пусть всё идёт как угодно, только не создавать напряжённость и т.д. Авторитарный стиль — всё решение принимает только учитель, чаще всего к ним относятся с большим уважением, не обязательно со страхом.

4. проблема эмоциональной устойчивости и стрессоустойчивости учителя. Работа тяжёлая, сложная, многоаспектная. Поэтому этот момент имеет огромное значение.

Каковы практические эффекты ПП?

1. создание новых психодидактических систем

2. создание новых центров писхологической помощи и психологического консультирования

3. развитие ПП как учебного предмета в школах и в вузах; создание учебников, методических пособий и т.п.

4. разработка средств и методов диагностики и прогностики развития человека в условиях обучения и воспитания

5. именно ПП создаёт новые формы консультирования и стилистику (как?)

6. разработка тренингов, семинаров и т.д.

«Без свидетелей»

Литература:

1. Выготский «Педагогическая психология»

2. Э. Стоунс «Психопедагогика», Москва 1984 г.

3. Леонтьев А.Н. «Овладение учащимися научными понятиями как проблема ПП»// Леонтьев А.Н. «Избранные психологические произведения в двух томах» т.1, С. 324-346.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: