Проблема обучения и развития в гештальт-психологии

Проблема обучения и развития в ассоцианизме как бихевиоральной теории.

Проблема обучения и развития в разных научных направлениях

Бихевиоризм, гештальт-психология, школа Пиаже, школа Выготского (КИК), когнитивная психология.

Эдвард Торндайк. Основные труды: «Педагогическая психология» (1913-14), психология арифметики, психология алгебры, измерение интеллекта, процесс учения у человека, основы учения.

Исходные позиции Торндайка:

1. Жизнь состоит из бесчисленного множества ситуаций, следовательно, возможно бесчисленное множество наших ответов на эти ситуации. Ответы в целом и образуют наше поведение. Можно понять, как вырабатываются ответы и, следовательно, как формируется поведение. Отбор реакций для формирования поведения.

Законы формирования поведения по Торндайку.

1. Закон упражнения. Повторение одних и тех же ситуаций ничего не дают субъекту. Есть какие-то условия, при котором закон упражнения работает.

1) Число-слово — 0,5%. Слово-число — 37,5%. Число имеет значение, к слову присоединяется число. Последовательность применения материала влияет на его усвоение.

2) Опыт субъекта. Отбор удачных и закрепление их будет быстрее. Торндайк говорил о том, что человек не tabule rasa.

3) Активность субъекта.

4) Эмоциональный фон. Чем лучше чувствует себя человек, тем выше его продуктивность.

2. Закон эффекта, или закон подкрепления. Чем больше позитивных подкреплений, тем успешнее формируется действие.

1) Различение стимулов.

2) Доступность материала.

3) Целеустановка, или установка.

3. Закон готовности. Состояние субъекта.

Два типа обучения:

1. ассоциативное;

2. обучение с помощью идей — специально организованная ситуация на различение сложных стимулов.

Литература:

«Процесс учения у человека»

Нельзя разложить психику на элементарные частицы. Психика состоит из крупных блоков.

Основоположники: Макс Вертгеймер, Вольфган Кёлер, Карл Коффка, Курт Левин.

Гештальт: образ, структура, форма.

Как образуются образы. Они проходят две фазы:

1. переструктурирование наличной ситуации

2. запечатление структуры/ситуации/собственного действия

Эти процессы происходят одномоментно (симультанно). Животное сначала делает попытку допрыгнуть, внезапно животное замирает, через секунду оно срывается и решает задачу одномоментно, образовалась структура ящик-банан. Но эта структура очень хрупкая. Запечатление структур требует специальной работы. Закрепившись, такие структуры обладают устойчивостью. Т.е. эта структура составляет определённый опыт. Чтобы увидеть в материале уже известную структуру, нужна её перецентрация. Т.е. восприятие и понимание частей зависит от восприятия понимания целого. Целое определяет части. Сама психика не складывается из частей. Возникновение каждой части определяется тем целым, в которое она должна войти.

Охарактеризовал сами гештальты, их общие качества. Выведены законы формирования и переструктурирование структур.

1. Закон сходства. Гештальты сходны с гештальтами соответствующими, наличной ситуацией.

2. Закон очерёдности. Молодые структуры преобладают над старыми.

3. Закон завершённости. Структуры завершённые лучше образуются и сохраняются, потребность завершить незавершённое действие.

4. Закон прегнантности — хорошие простые упорядоченные структуры. Это структуры, которые хорошо сложились.

Коффка: рост ума — человек обучается, потому что растёт его головой мозг, образуются всё более и более сложные гештальты.

Литература:

Коффка «Психическое развитие ребёнка»

Развитие = обучение у Торндайка, развитие взаимосвязано с обучением у Коффки (но один шаг в обучении — два в развитии).

Рубежный контроль по ПП: сделать задание из методички, входит в автомат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: