Краткий очерк истории педагогической психологии

ПП как самост. научная дисциплина очень молода.

Коменский, Песталоци, Дистервеб, Руссо, Ушинский.

Каменский, начало 17-го века: своя возрастная периодизация, сформулированные им задачи обучения. «Великая дидактика», «Материнская школа».

1. Детство 0-6 лет.

2. Отрочество 6-12 лет.

3. Юность 12-18 лет.

4. Возмужалость 18-24 лет.

3 главных задачи:

1. познание себя и окр. мира (обучение, или умственное воспитание),

2. управление собой, или нравственное воспитание,

3. стремление к богу, или религиозное воспитание.

Каждая из этих задач не может быть привязана к определённому возрасту.

Руссо, 18 век, считал, что задачи воспитания привязываются к возрастному периоду:

1. 0—2-3 года — период двигательного развития: максимум свободы ребёнку, бегать, развивать моторику и т.д.

2. 2-3—12 лет — воспитание чувств: эмоции и вся сенсорика.

3. 12-15 лет — умственное воспитание (начало обучения).

4. 15-16 лет — нравственное воспитание.

Идея природосообразности: ребёнок должен воспитываться в соответствии с его природой. Ребёнок не маленький взрослый, надо считаться с его укладом психики.

Природосообразность у Каменского — учёт возрастных особенностей. У Руссо — те отношения с окр. природой, какие могут дать человеку что-то новое в плане умственного развития и его переживаний; цивилизация портит человека, ребёнку надо показывать природу.

Ушинский «Человек как природа воспитания». Если мы хотим воспитывать человека, то мы должны быть знакомы с теми законами и теми обстоятельствами, к которым приложимы законы развития. (Знать ребёнка, чтобы его воспитывать и обучать.)

Педагогическая психология начала складываться в 80-х гг. 19-го века.

Факторы, способствующие её возникновению и дальнейшему развитию.

1. осознанное общество, необходимость реформации образования. Ушинский, Каптерев, Лесгавт, — все были педагогами. Ст. Холл, Дж. Дюи (США). Бине, Анри (фр.) Штерны, Меймант, Лай (нем.)

2. получила разработку и методологическое и теоретическое понятие развития. До этого понятие развития возникло в философии. Дарвин, Маркс, Прейер, Бехтерев.

3. развитие методологической базы и аппарата общей психологии. Вундт, Эббингауз, психометрика Кеттелла, Крепелина, Бине-Симона. Стало ясно, что психика поддаётся и количественному анализу.

Термин ПП впервые появился в названии работы Кактерева: «ПП для учителей, воспитателей».

Термины экспериментальная педагогика (Меймант), педология (Хрисман и Ст. Холл), школьная психология (Блонский), психология для учителей (Кактерев).

Эксперим. педагогика — приложение данных общей психологии к педагогической (кривая Эббингауза к процессам запоминания учащихся).

Педология — наука о ребёнке, учитывающая все виды развития.

Наряду с развитием понятийной и экспериментальной баз, стали возникать психологические лаборатории. Это были первые попытки эмпирического изучения психики.

Лаборатория экспериментальной психологии при Гарвардском ун-те (1875г.)

Лаборатория при университете Кларка (возглавил Ст. Холл).

Новороссийск (создал Ланге).

Петербург (создатель Нечаев).

1912 год психологический институт при МГУ. Институт построен на средства купца Щукина. В 1914 году институт начал работать.

В России в нач. 20-го века съезды по ПП (2) и по экспериментальной психологии (3), близкие по тематике. Самое смутное время в России, предреволюционное, предвоенное.

На первом съезде было радужное настроение, были крупные фигуры психологии и физиологии. Мы перестроим образование на основе знаний о ПП. На втором съезде уже было унылое настроение, т.к. эта область ничего не дала практике и ничего не дала науке. Она крутилась в русле идей общей психологии, которые мало что давали практике работы с ребёнком. Начался анализ причин, рефлексия.

Основные причины беспомощности ПП:

1. попытка приложений знаний и данных ОП к ПП. Напр., эксперименты Эббингауза почти не применимы к реальности, т.к. запоминание зависит от понимания и интересов, нет бессмысленных фраз и слогов. Виноградов: ПП должна перестать питаться крохами со стола ОП, она должна испечь свой хлеб.

2. ПП к этому времени не определила свой предмет. Общие слова ничего не раскрывали, т.к. это объект, а не предмет.

3. отсутствие собственных методов ПП, методы ОП не приложимы к реальным жизненным процессам.

Возник кризис ПП, который наложился на кризис психологии 10-30 годов. →

Дифференциация науки и её предмета. ПП начала расслаиваться. Направления:

1. функциональная психология (ребёнок проходит в своём развитии в миниатюре путь, пройденный человечеством) Джон Дюи, Дарвин, Клапаред, Рибо.

2. бихевиоризм, стимульно-реактивная форма.

3. гештальт-психология. Карл Коффка: обучение и воспитание — формирование структур опыта.

Две влиятельные школы: Пиаже и Выготского.

Пиаже: развитие имеет свою логику вне зависимости от всех других факторов. Ведущим в развитии является развитие интеллекта, обучение должно быть подчинено уровню развития.

Выготский: обучение ведёт за собой развитие.

50-60-е годы. Бихевиоризм переродился в необихевиоризм. Скиннер. Программированное обучение.

Неогештальтизм. Вывели идею формирование структур опыта в сферу межличностных отношений, а не только личности.

В конце 60-х годов стала известной новая область — когнитивная психология. Гигни ввёл понятие когнитивных стилей. Дж. Брунер «Процесс обучения». Величковский.

Эти направления обогащают друг друга, ПП развивалась в этих обновлённых направлениях.

Отечественная ПП прошла определённый путь, в котором можно выделить отдельные этапы. Они не разделены границами, они, как бы, не отменяя друг друга, сменяют друг друга.

1. попытки изучения отдельный психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи, эмоций и т.д.!!!!!!!!!!!

2. конец 30-х, изучение крупных психических образований в связи с идеей Выготского о психологических системах. Мотивационная сфера, самосознание, обучаемость. Это является системы, т.к. они многокомпонентны (соц. развитие, физич, психологическое развитие, включение биографии и т.д.), взаимосвязаны.

3. конец 50-х, психологи стали создавать собственные педагогические системы (системы обучения) на психологической основе.

Школы Менчинской и Занкова.

Система поэтапного формирования умственных действий и понятий. Гальперин, Талызина.

Система развивающего обучения, предложенная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым.

Сделана попытка восстановить проблемное обучение. Матюшкин, Махмутов, Зимняя, Кудрявцев.

Программированное обучение, перенесённое из США с большими изменениями. Ланге и его лаборатория.

80-е годы, появилась новая концепция «Школа диалога культур». Заложил основы философ В.С. Библер.

В начале 90-х появилась обзорная описательная работа «Культурно-историческая школа», модель предложил Рубцов.

1. дифференцировались и были найдены новые формы наблюдения. Основной и самый древний метод любого изучения.

2. изменился эксперимент. Типов эксперимента и по целям исследования, и по проведении эксперимента очень много.

3. заимствование методов из других наук. Экспериментальная беседа из медицины (клиническая беседа). Анкетирование из социологии. Интервьюирование из журналистики. Тестирование из техники и естественных наук.

4. были созданы проективные методики, метод анализа деятельности, который восходит к методу анализа творческой работы (искусствоведение, культуроведение и др.)

Литература по теме:

1. Ушинский «Чел. как предмет воспитания»

2. Выготский «Педагогическая психология»

3. Кактерев П.Ф. «Избранные педагогические сочинения», Москва 1982 г. Страницы 35-62, 163-231, 340-436.

4. Дополнительно. Джеймс «Беседы с учителями о психологии», Солли, Мейман, Коффка, Пиаже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: