Методы педагогической психологии

Семинар 2. 09.10.2012

Психолого-педагогическое системное исследование развития на примерах

Система — это общенаучное понятие. В психологии по Выготскому развиваются новые психологические системы.

Пример. Когда мы имеем речемыслительную деятельность, мы имеем комплекс (систему). Т.к. если это речь + мышление, мы можем оторвать их друг от друга, но мы можем это сделать только на исследовательском уровне. Это единство речи и мышления. Логическая память — это память, принципиально иная.

Психологические системы по Выготскому — это такие новообразования, в которых все компоненты взаимосвязаны, и реально отделение их друг от друга невозможно. Это всегда интеграция, образование чего-то нового. Понять систему, исходя из свойств отдельных компонентов, невозможно, её нужно изучать как интегральное целое.

Шпек. Формула воды H2O. Водород сам горит, кислород поддерживает горение, а костёр тушат водой. Нельзя это объяснить, исходя из свойств одного компонента.

ПП находится на стыке педагогики, общей психологии, возрастной психологии, клиническая психология, социальная психология, влияние есть со всех направлений (культура и т.д.)

Маргаред Мид, деление типов общества. Постконфигуративное, конфигуративное и преконфигуративное.

Постконфигуративное общество. 10 тыс. лет назад. Племя, палка, распределяли роли. Старейшины, хранители очага и т.д. Вождь принимал решения. Он делился опытом, учил. Знания передавались от старшего поколения к младшему.

Конфигуративная культура. ЗУН передаются от сверстника к сверстнику, опыт передаётся между коллегами. Например, совместное исследование.

3 раздела ПП: психология обучения, воспитания, учителя. Подростки воспитываются в своих кампаниях. Поэтому сейчас преобладает конфигуративный тип общества.

В Египте были школы. Однако в конце 19-го — начале 20-го века появилась некоторая свобода действий, именно в то время появилась конфигуративная культура.

Преконфигуративная культура. Знание переходит от всех ко всем (интернет).

Субъект — объект педагогического воздействия. Сейчас — субъекты педагогического процесса. Субъект — человек, который имеет индивидуальность/участие в процессе обучения, обмена знаниями, его мнение учитывается, он может выполнять не все требования учителя. Субъект-субъектные отношения: оба активны, на равных. Субъект-объектное отношение: отношения рабовладельца и раба.

Методика, метод, методология, подход, парадигма.

Эмпирические: наблюдение, эксперимент, беседа, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности, мысленный эксперимент (как бы мы думали, если бы не существовало памяти), социометрия.

Теоретические: реконструкция, моделирование, анализ литературы, сравнение.

Наблюдение включённое/невключённое, самонаблюдение. Это затратный метод: дорог в плане времени. Человек ставит перед собой какую-то задачу (наблюдает конкретный интересующий его факт).

Естественный, лабораторный, квазиэксперимент. Метод срезов, лонгитюдны й, продольный срез. Контрольная, экспериментальная группа. Формирующий эксперимент.

Беседа информативная, диагностическая, ознакомительная. Метод клинической беседы (Жан Пиаже).

Тесты открытого, закрытого типа. Проективные методики. Стандартизованные (опросники). Тест психологической готовности к школе.

Анкетирование можно включить в тест.

Анализ продуктов деятельности. Проективные тесты: анализ рисунка, сочинения.

Педагог-психолог теоретик самый известный в СССР — Выготский. У него есть труд «педагогическая психология». Разработка методов эксперимента, моделирование чего-либо. ЗБР, зона актуального развития (ЗАР). В ЗАР из ЗБР мы можем выйти только тогда, когда есть взрослый. Затем появляется внутренний взрослый, а так же авторитет.

ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт. На каждую ступень образования, отрасль есть свой ФГОС.

Предметные знания, надпредметные знания. Надпредметные — обучение, но не в рамках предмета. Портрет выпускника. Воспитание — надпредметные знания. В детском саду воспитать ребёнка — главная задача.

Психология учителя.

Учебник «Педагогическая психология» Айсмонтаса. Схема.

Психология обучения Психология воспитания
· найти эффективные методы обучения · выявить механизмы обучения, управление этим процессом · формирование мотивации учащихся · как определить неэффективный процесс · как сделать неэффективный процесс нормальным · организовать процесс воспитания · -//- что и в обучении
Психология учителя · оценка готовности преподавать · выявление компетентностей · развитие компетентностей

Проблема психологии обучения: как научить; объект — человек. Предмет — развитие познавательной сферы в условиях систематического обучения.

Объект психологии воспитания: человек. Предмет — развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребёнка и деятельности коллектива.

Предмет психологии учителя: психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а так же те особенности личности, которые способствуют или препятствуют эффективности этой деятельности.

Посмотреть таблицы в учебнике Айсмонтаса. Учебник Зимней «ПП». Выготский «ПП». Столяренко «ПП».

Люди, которые внесли вклад в ПП. Доклад. Гальперин. Эльконин. Давыдов, Давыдов-Эльконин. Гиппенрейтер. Зейгарник. Макаренко и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: