Этапы выработки управленческих решений

Разберем этапы выработки управленческих решений при рациональном подходе.

1. Диагностика проблемы предполагает определение и анализ содержания проблемной ситуации, т. е. осознание и установление ее симптомов (например, низкая прибыль, очень большие издержки производства, конфликты, текучесть кадров).

На этой стадии руководитель должен ответить на следующие вопросы. Кто должен принимать решение (он сам, другое лицо, коллективный орган)? Где, в каком месте, при каких обстоятельствах предстоит его принимать? Когда требуется принять решение и в какой форме оно должно быть выражено? В чем цель решения?

При решении сложных проблем руководитель может описать проблему письменно. Если он этого сделать не в силах, значит не понимает проблему. На этой стадии проблема формулируется в общем виде.

2. Далее руководитель должен определить суть ограничений, зависящих как от него самого, так и от конкретной ситуации. Ограничивающими факторами могут быть: недостаток финансовых средств и ресурсов, низкий уровень квалификации рабочих, отсутствие необходимой техники и прогрессивных технологий, этические соображения. Вырабатываются критерии принятия решения: экономичность, надежность, дизайн и т. п. Только при наличии четких критериев руководитель сможет успешно оценить итог принятого решения.

3. На последующем этапе выдвигаются альтернативные решения. Для этого можно воспользоваться разными методами.

Табличный метод. Надо заполнить таблицу для различных компонентов проблемной ситуации, что дает возможность выявить максимально возможное количество вариантов.

Схема дихотомического решения. Осуществляется деление исходного варианта на пару противоположных возможностей. Тогда при многократном делении получается дерево решений.

Формулирование вопросов по определенному алгоритму. По отношению к проблеме формулируются вопросы следующего типа. Какие возможности есть для…? Что можно сделать, чтобы…? Как надо вести себя, если…?

4. Четвертый этап рационального решения проблемы – оценка альтернатив по системе сформулированных критериев в соответствии с основными целями деятельности и выбор оптимального варианта.

Выбор наилучшего решения из нескольких альтернатив производится по конкретным, установленным заранее критериям. Качеством и обоснованностью выбранных критериев и определяется качество решения. Руководитель должен проанализировать последствия выбираемого решения, задав следующие вопросы. Что я выиграю и проиграю? Какие новые задачи встанут передо мной? Какая новая ситуация возникнет? Какие возможны побочные результаты?

Если оптимальное решение не найдено, то руководитель может поступить следующим образом: отложить решение на какое-то время; разбить проблему на этапы, принять частичное решение, которое позволит начать работу; применить правило «наименьшего худшего» – выбрать лучшее решение из имеющихся плохих.

5. Реализация решения, контроль результатов и оценка его эффективности. Реализация принятых решений – это и есть основное содержание повседневной деятельности руководителя. Без контроля выполнения принятых решений руководитель обрекает себя на вечную борьбу с текучкой, а коллектив – на застой и регресс.

Руководителю надо иметь запасной план, если на этапе промежуточного контроля результатов обнаружатся крупные недостатки принятого ранее решения.

6. Коррекция решения при необходимости. Если контроль промежуточных результатов показывает, что решение было принято неправильное или оно нуждается в изменении либо уточнении, руководитель производит коррекцию решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow