Районный (городской) суд, специализированный суд

Конституционный Суд Республики Беларусь

Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определены Конституцией (ст. 116), Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (ст.ст. 19-27) и др. актами.

Основной функцией суда продолжительное время являлось осуществление контроля за конституционностью нормативных актов в государстве (законов, декретов, указов и др.). К такого рода деятельности Конституционный Суд приступает при поступлении к нему соответствующих предложений от Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Совета Министров. Иные государственные органы, организации, общественные объединения, а также граждане имеют возможность реализовать право на судебную защиту в Конституционном Суде путем обращения с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, об­ладающим правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта.

Вторая традиционная функция суда - дача по предложению Президента заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Декретом Президента от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» компетенция Конституционного Суда была значительно расширена. Помимо вышеуказанного, в настоящее время суд:

1. Осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов - до подписания их Президентом. Соответствующее решение принимается судом в пятидневный срок со дня поступления закона в суд;

2. По предложению Президента излагает позицию о конституционности международных договоров - до подписания Президентом нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров. Соответствующее решение принимается судом в пятидневный срок со дня поступления предложения Президента Республики Беларусь в суд, если иное не установлено Президентом;

3. По поручению Президента дает официальное толкование декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;

4. По предложению Президиума Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства;

5. По предложениям Президента, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;

6. По поручению Президента Республики Беларусь судьи Конституционного Суда Республики Беларусь проводят проверку конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов.

Состав суда формируется в количестве 12 судей. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда сроком на пять лет. Заместитель председателя суда избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению председателя Конституционного Суда сроком на пять лет. Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей.

Заседания суда проводятся, как правило, гласно, в торжественной обстановке с соблюдением всех требований судебного этикета. Итоговое решение принимается в закрытом совещании при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

Решения Конституционного Суда подлежат обязательному исполнению на всей территории государства.

Районный (городской) и специализированный суды (по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др.) образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Районный (городской) суд – представитель низшего, самого многочисленного звена системы судов общей юрисдикции. Районный (городской) суд, а также специализированный суд образуется в:

- районе;

- городе областного подчинения, не имеющем районного деления;

- районе города.

Допускается образование одного районного (городского) суда на район и город, а также одного специализированного суда на несколько районов.

Районный (городской) суд:

- рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях;

- рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений;

- изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Специализированный суд:

- рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции;

- изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Количество судей для каждого районного (городского), специализированного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь. Суды состоят из председателя суда, судей, народных заседателей. При наличии пяти и более судей в суде вводится должность заместителя председателя суда. При наличии десяти и более судей в составе районного (городского) и специализированного судов вводится должность второго заместителя председателя суда. Продолжительное время в состав районного (городского) суда входили судьи по административным делам и исполнительным производствам. На современном же этапе, в целях повышения эффективности деятельности судов по осуществлению правосудия, должности судей по административным делам и исполнительным производствам упразднены.

Председатель суда (его заместитель) назначается на должность сроком на 5 лет Президентом по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда.

Председатель суда (его заместитель) рассматривает и разрешает дела в судебных заседаниях; организует работу суда; руководит работой аппарата суда и осуществляет другие полномочия.

В районном (городском), специализированном суде функционирует аппарат суда, призванный обеспечивать выполнение судом возложенных на него функций. Работниками аппарата суда являются заведующий канцелярией, секретари суда и судебного заседания, помощник председателя суда, делопроизводитель, консультант, архивариус, инженер-программист, оператор копировально-множительной техники, судебный исполнитель и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: