Таблица 3. Развитие навыков и умений
Этап | Описание |
1. Неосознанная необходимость | Обучаемый не думает о навыках и умениях |
2. Осознанная необходимость | Обучаемый знает о навыках и умениях, но сам не может осуществить их на практике |
3. Осознанная способность | Обучаемый знает, что делать и добился совершенства в навыках и умениях, однако сталкивается с трудностями одновременного применения их на практике |
4. Неосознанная способность | Обучаемый может выполнять задачу, не думая о ней; навыки и умения становятся автоматическими |
На следующем этапе (осознанная способность) обучаемый не только знает, что делать, но и может применять навыки и умения, однако по отдельности. Он выступает в качестве ученика водителя, который может переключить скорость, отпустить сцепление, посмотреть в зеркало, не резко нажать на педаль газа и отпустить ручной тормоз в виде отдельных операций, однако не может еще скоординировать их, чтобы автомобиль плавно тронулся с места. Аналогично, обучаемый может успешно провести презентацию продаж, ответить на возражения покупателя, завершить сделку, но может оказаться беспомощным, когда указанные операции необходимо осуществлять комплексно, т.е. например, в ходе презентации ответить на возражения и проанализировать, когда появятся сигналы, свидетельствующие о том, что наступило время для завершения сделки.
|
|
Хорошая программа подготовки позволяет обучаемому преодолеть этот трудный барьер и выйти на конечный этап (неосознанная способность), когда он может выполнять все функции одновременно и обладает способностью обдумывать ситуацию с опережением, что позволяет ему ее контролировать. Водитель автомобиля достигает этого этапа, когда он может координировать навыки и умения, необходимые для того, чтобы двинуться с места, проехать и остановить автомобиль, не думая о том, как это надо сделать; навыки по переключению скоростей и торможению становятся автоматическими и выполняются без их осмысления. Аналогично торговый представитель может начать деловую встречу, переходя последовательно от идентификации запросов к презентации и снятию возражений естественным образом, а затем менять свои подходы в зависимости от ситуации, выбирая правильный момент и наиболее подходящий прием для успешного завершения сделки.
Когда торговый представитель становится способным к автоматическому выполнению своих функций, он может считаться достаточно компетентным сотрудником, как и водитель, игрок в футбол или крикет, но всегда остаются возможности для дальнейшего совершенствования и оттачивания навыков и умений.
|
|
Программа подготовки пытается охватить комбинацию знаний и развития навыков и умений. В ней можно выделить пять компонентов:
1) компания: цели, политика и организационная структура;
2) продукция компании;
3) конкуренты и их продукция;
4) процедуры и приемы продаж;
5) организация работ и подготовка отчетов.
Первых три компонента предназначены, прежде всего, для сообщения торговому представителю требуемого уровня знаний. Первый компонент, возможно, включает краткую историю комолн – ее становление и планы на будущее. Далее объясняются приемы, имеющие отношение к функции продаж, например, как оценивается работа торговых представителей, а также рассказывается о сущности системы вознаграждения за труд. После этого описывается способ организации компании и зависимости между функциями продаж и маркетинга, в том числе между рекламой и маркетинговыми исследованиями, которые показываются таким образом, чтобы торговый представитель понимал ту поддержку, которую он получает от штаб-квартиры.
Второй компонент – знание о продукции – включает описание того, как осуществляется производство продукции, какими являются следствия качества и надежности продукции, а также основные характеристики продукции и выгоды, которые они несут потребителям. Торговых представителей поощряют самостоятельно заниматься анализом продукции, чтобы они умели выявлять ключевые характеристики и выгоды новых продуктов по мере того, как они появляются на рынке. Обучаемых также знакомят с соперниками и с тем, как следует анализировать их продукцию таким образом, чтобы выявлять различия и сравнивать эту продукцию с продукцией их компании.
Некоторые программы подготовки, особенно в сфере промышолняи, на этом и заканчиваются, пренебрегая одним из основных компонентов – процедурами и приемами продаж. Эта составляющая включает изучение факторов, которые были проанализированы и некоторые практические занятия, на которых обучаемые развивают свои навыки и умения в ходе ролевых игр.
Последняя составляющая программы – организация работ и подготовка отчетов – предназначена для формирования у обучаемых полезных привычек, которые из-за повседневной суеты часто могут игнорироваться. Для этого специально подчеркивается важность этих видов деятельности в работе торгового представителя.
Методы: