Этикет и право

Правовой и нравственный аспект тесно взаимосвязаны. Издавна люди задумывались о том, чтобы объединить нравственность и право, справедливость и закон, этику и правосудие.

Правила этикета, а в целом и нормы морали, имеют много общего с нормами права.

Прежде всего, у них сходное социальное назначение – регулировать и направлять поведение людей в обществе. Как этикет, мораль, так и право возникают в ответ на общественную потребность в поддержании устойчивости и целостности общества, выражают общественно-историческую необходимость его существования и развития. Например, пережив ужасы фашизма в ходе Второй мировой войны (1939-1945), страны Европы постарались сформулировать универсальные морально-правовые нормы для всего человеческого сообщества. 10 декабря 1948 г. Организацией Объединенных Наций (ООН) была принята «Всеобщая декларация прав человека». Статья 1 этой Декларации гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Нормы морали и права представляют совокупность относительно устойчивых требований и предписаний, выражающих общественную волю и общественную необходимость. Кроме того, и принципы морали и этикетные правила, и нормы права стремятся охватить всю совокупность общественных отношений.

С современной точки зрения, право – это воля государства, возведенная в закон, а мораль – воля общества, закрепленная в нравственных нормах.

Тем не менее, наряду с указанными сходствами этикет и право обладают существенными различиями. Право имеет официально-обязательный характер, закрепленный и оформленный в существовании социальных институтов. Государство с помощью специфических органов и должностных лиц потенциально или актуально силой принуждения обеспечивает исполнение правовых норм. Требования этикета и морали же не имеют такого институционального характера, не записаны в официальных законах, а закрепляются и поддерживаются силой общественного мнения, сложившимися в обществе нравами и личной убежденностью самих индивидов.

В основе права лежит воля законодателя, который формально закрепляет принятые законы, фиксирует права и обязанности граждан. Потому оформленные в них требования являются обязательными для исполнения, а нарушение этих требований предстает как незаконное поведение, влекущее за собой правовую ответственность – санкции, наказания, воплощенные в «материальных» последствиях (штрафы, ограничение свободы).

Ценности этикета и морали нигде не оформлены, а существуют только в сознании людей и общества. «Вторичное» их содержание записано, например, в «десяти заповедях» или в кодексах профессионального поведения. Тем не менее, они не могут быть реализованы силой принуждения. Ведь в их основе лежит не страх наказания или стремление поддержать репутацию законопослушного гражданина, а добровольное принятие из-за уважения к моральным ценностям, собственная воля выбора поступать так или иначе. Санкции этикета и морали имеют «идеальный» характер. Со стороны общества это меры одобрения или осуждения, а со стороны индивида – это чувства угрызения совести, раскаяния, чувства удовлетворения от выполненного долга.

Этикет, как и право, основан на феномене традиции. В связи с этим отметим, что своеобразно формировался этикет в сфере законодательства. Когда потеряли безусловный авторитет традиции, что было характерно для первобытнообщинного строя, то все основные законы стали обосновываться божественной санкцией («Нет власти не от Бога», «Монарх – помазанник Божий»). Это показательно для эпохи феодализма. Читая средневековые хроники, мы встречаем подробное описание церемоний коронации, возведения в сан титулованных особ. Этикет стал обрядом посвящения смертного человека в ранг короля, князя, герцога, Папы Римского, кардинала и т.д. Это посвящение выглядело как законодательный акт. В нем заключалось уважение к высокой особе, признавать власть которого должно было все общество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: