Этика и образование

Образование представляет собой один из центральных (наряду с государством, семьей, экономикой и культурой) социальных институтов. От положения дел в указанной области напрямую зависит состояние гражданской морали и безопасность страны. Именно образование среди важнейших институциональных структурных подразделений призвано обеспечить социализацию личности. В рамках указанного процесса особую роль играет функция передачи культуры, особенно значимая для российского общества, находящегося сегодня в состоянии переходного периода. «С содержательной точки освобождение от идеологической индоктринации ставит задачу формирования ценностного фундамента восстановления и развития базовых основ гуманитарного знания, сочетающих в себе лучшие образцы общечеловеческих идеалов и принципов с национальным историко-культурным наследием».

Не потеряла актуальности фраза из дореволюционной газеты «Школа и жизнь»: «Враг России не то или иное государство, не та или иная нация, нет, ее врагом, и самым опасным, является невежество». Невежество, согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля, - это «неучтивость и недостаток сведений, познаний, учености». Даль сообщает о глаголе не ведать (не знать, не уметь), от которого произошли слова невежа (неуч, неучтивый, невежливый, не знающий приличий) и невежда (неученый, необразованный). Отсюда и пословицы русского народа: «Книжники свое, а невежды свое», «С невежей не связывайся», «Невежа и Бога гневит», «Коснеть в невежестве» (в грубом поведении) и др.

Для успешного функционирования педагогического процесса особое внимание нужно обратить на этическую его составляющую. Последняя представляет собой целый комплекс мировоззренческих позиций: от внешнего вида учителя (преподавателя), школьной формы, дисциплины учащихся до методики обучения и воспитания, статуса учебных заведений, государственной политики в сфере образования. Многие проблемы как высшей, так и средней российской школы начала ХХI века связаны с разрушением традиционной морали. Коммерциализация образования привела к тому, что деньги, фактор наживы стали главным регулятором отношений между учеником и учителем. Не секрет, что сегодня на первом месте не знания абитуриента и его горячая увлеченность наукой, а то, сколько средств могут вложить в него родители. Таким образом, образование в последние годы все больше и больше утрачивает свою демократичность и общедоступность. Деградация человеческих отношений в России связана и с большой «ложкой дегтя», которую принесла массовая культура. В ярких и привлекательных тонах многочисленные телевизионные каналы расхваливают потребительское отношение, безрассудное, примитивное восприятие жизни. В рекламных роликах (так называемое «клиповое сознание») мы практически не увидим сюжетов, герои которых пытаются что-то создать, построить, нарисовать и т.д. В пространстве масс-медиа полностью отсутствует человек трудящийся. В боевиках и триллерах с поразительной точностью показываются все детали садистских наклонностей, убийств и извращений. Активно пропагандируется такой жанр массового кинематографа, как комедийный фильм ужасов. Цинизм и натурализм пришли на смену философичности и психологизму классического искусства. При созерцании кино-ширпотреба все внимание зрителей отдается спецэффектам, подменяющим сущность подлинного творчества и реальную сложность жизни. Массовая культура формирует мировоззренческий стереотип, согласно которому поведение человека должно быть адекватно миру, а главным критерием правильности действий становится успех. Подлость и жестокость приравниваются к добродетели. И никакие светские или религиозные правила не должны смущать человека на пути к успеху, славе и богатству. Сегодня возникает острая необходимость скорейшего выхода из более чем десятилетнего кризиса общественного сознания, а как следствие, и отечественной педагогики. Чтобы этого достичь, важно учитывать не только мнения специалистов, академиков, директоров школ и гимназий, но и обычных студентов и учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: