Этикет и культура

Задачи этикета. Соединение сфер взаимоотношений людей в обществе

Виды этикета

В зависимости от назначения этикета и социальной принадлежности его носителей различают несколько видов этикета.

Придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, принятый при дворах монархов.

Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц во время контактов друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах.

Воинский этикет - свод общепринятых в армии норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

Современный (общегражданский) этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Этикет ценен тем, что соблюдение его норм подразумевает внимание к людям. В основе этикета – самодисциплина и самовоспитание. Как заметил английский поэт лорд Д. Байрон, «когда-то люди создали манеры, теперь манеры создали людей».

Как мы уже отмечали, этикет – важная составляющая культуры. В практическом плане принято выделять такие составляющие культуры, как культура производства, культура общения, культура речи и т.д. С последними напрямую взаимодействует как этика, так и этикет.

Культура речи – это комплексная отрасль знания. Три аспекта тесно переплетаются в этой ней: нормативный, коммуникативный и этический. Нормативный – это правильность речи. Нарушениеорфографической, грамматической, орфоэпической, лексической, речевой (стилистической), пунктуационной норм наносит удар по нашему имиджу. Вряд ли можно считать высоким профессионалом того человека, в языке которого встречаются тавтология или плеоназм. Нарушение законов коммуникации тоже приводит к негативному восприятию личности. «Довожу до Вашего сведения, что 18 мая 2005 года я не присутствовала на учебных занятиях в колледже по уважительной причине здоровья», - такая фраза из объяснительной записки может вызвать не только смех, но и раздражение того, к кому она адресована: чье здоровье и при чем здесь «уважительная причина»? Лучше выразить свою мысль так: «Довожу до Вашего сведения, что 18 мая 2010 года я не присутствовала на учебных занятиях в колледже по уважительной причине: плохо себя чувствовала». Этическая сторона также важна в общении. Как справедливо отмечал автор риторических трудов Н.Ф. Кошанский, живший в XIX веке, «человек с умом и вкусом может и в малой записке показать ум и чувство».

Соединение различных сфер взаимоотношений людей в обществе находит отражение в соблюдении норм общения, культуры речи, риторики, речевого этикета. В классических средневековых университетах обучением ораторскому искусству, умению овладеть вниманием аудитории занималась особая учебная дисциплина – риторика.

Общение – процесс многоуровневый. Он зависит от обстановки, времени, места и т.д.

Речевой этикет - составляющая общего этикета. Он часть правил ритуализированного поведения человека в обществе. Основные составляющие такого этикета: речевые формулы при обращении, благодарности, извинении, приветствии, поздравлении, пожелании, просьбе. Речевой этикет – важная составляющая социальных взаимоотношений. Он напрямую связан с уровнем культуры нации. Например, нарушением речевого этикета является обращение к человеку по половому признаку: «Мужчина!», «Женщина!». Все мы знаем, что в нашей стране это распространено очень широко: Почему в современной России так часто нарушаются основы речевого этикета? С одной стороны, причина в том, что в сфере межличностного общения ощущается недостаток общей культуры. С другой – у нас нет универсальной формы обращения незнакомых людей друг к другу. Товарищ – слово это ушло из нашей жизни в 90-х годах XX века. Гражданин – ассоциируется с чем-то уголовно-подсудным («Пройдемте, гражданин!». Сударь, сударыня, судари – хорошо, благозвучно, но пока не для нашей суровой действительности. При всем этом обращения «Молодой человек!», «Девушка!», «Мальчик!», «Девочка!» являются вполне приемлемыми и соответствуют нормам речевого этикета.

«Речевой этикет – национально специфичные правила речевого поведения, реализующиеся в системе устных формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником. Такими ситуациями являются: обращение к собеседнику и привлечение его внимания, приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность и т.д. Ситуации речевого этикета не замкнуты, они открыты в более широкую область «стереотипов общения».

Тысячелетняя русская культура выработала такие основные принципы речевого этикета, как тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательство. Тактичность – это умение избегать неэтичных вопросов, задевающих честь и достоинство человека, оскорбительных фраз и намеков. Предупредительность – это способность предвидеть возможные вопросы и замечания собеседника, любезность, внимательность к человеку, даже если он является Вашим оппонентом (в ходе спора, дискуссии). Терпимость (толерантность) – спокойное отношение к возможным расхождениям во мнениях, взглядах, оценках и т.д. Ни в коем случае недопустима такая точка зрения: «Есть два мнения. Одно – мое, другое – неправильное». Для этого необходимо в разговоре обладать выдержкой, т.е. терпением, стойкостью и самообладанием. Доброжелательность – она включает в себя и подбор слов, и выбранную интонацию (спокойную), готовность содействовать мирному решению конфликта. В. И. Даль в четырехтомном «Толковом словаре живого великорусского языка» приводит многочисленные пословицы и поговорки, иллюстрирующие эти принципы русского речевого этикета: «От одного слова – да навек ссора», «Худое слова доведет до дела», «От слова да за нож», «За худые слова слетит и голова», «Слово слову рознь: словом Господь мир создал, словом Иуда предал Господа», «Для красного словца не пожалеет ни матери, ни отца», «Птицу - кормом, человека словом обманывают», «Слово – воробей, вылетит – не поймаешь», «Не шути словом», «Слово пуще стрелы разит» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: