Некоторые некорректные приемы аргументации, применяемые довольно часто, необходимо выделить особо.
Аргумент к аудитории – попытка опереться на мнения, чувства и настроения аудитории вместо обоснования тезиса объективными доводами. Воспользовавшись этим аргументом, человек обращается не к своему партнеру в споре или иной аргументации, а к другим, часто случайным участникам спора.
Аргумент к личности – приписывание оппоненту недостатков, реальных или мнимых, представляющих его в смешном свете, бросающих тень на его умственные способности, подрывающих доверие к его рассуждениям.
Аргумент к массам – попытка взволновать и наэлектризовать широкий круг людей, используя их групповой эгоизм, национальные или расовые предрассудки, давая лживые обещания.
Аргумент к человеку – использование в поддержку своей позиции оснований, выдвигаемых противоположной стороной в споре или вытекающих из принимаемых ею положений.
Аргумент к тщеславию – расточение неумеренных похвал противнику в споре в надежде, что тронутый комплиментами, он станет мягче и покладистей.
Аргумент к силе («палочный аргумент») – угроза неприятными последствиями, и, в частности, угроза применения насилия как физического, так и морального.
Аргумент к незнанию или невежеству – ссылка на неосведомленность, или на невежество оппонента в вопросах, относящихся к существу спора; упоминание таких фактов или положений, которых никто из спорящих не знает и не в состоянии проверить.
Аргумент к жалости – возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия.
Раздел 11. Искусство спора
Корректные приемы спора
Некорректные приемы спора