Цель занятия. Изучить методику формирования рабочих групп по принципу добровольности и взаимного выбора.
Условия занятия и исходные материалы. В ОАО «Победа» проводится реорганизация организационной структуры управления. Принято решение разукрупнить бригаду и создать психологически совместимые, стрессоустойчивые, самоуправляемые микроколлективы, где учтен человеческий фактор для обеспечения высокой производительности труда с численностью звеньев до четырех человек. В связи с этим исследовали бригаду и был проведен социометрический опрос по критерию «совместная работа» для определения звеньев. Результаты опроса представлены в таблице 2.
Таблица 2. - Результаты социометрического опроса бригады
Фамилии членов бригады | Вариант 1 | Вариант 2 | ||
положительный выбор | отрицательный выбор | положительный выбор | отрицательный выбор | |
1. Холмогоров А.И. | Лазарев Ю.Н. Пелевин Е.И. Колесов И.В. | Зайцев Р.Ф. Павлов Ю.П. | Романов В.Е. Павлов Ю.П. Охапкин В.П. | Хохлов С.Т. Уфимцев А.И. |
2. Романов В.Е. | Баландин С.И. Уфимцев А.И. Перунов Ф.Ф. | Некрасов И.И. Мурашов В.В. | Холмогоров А.И. Павлов Ю.П. Охапкин В.П. | Лазарев Ю.Н. Балмасов Е.Т. Громов Г.И. |
3. Баландин С.И. | Романов В.Е. Хохлов С.Т. Уфимцев А.И. | Колесов И.В. Петухов П.Ф. Усольцев Н.К. | Колесов И.В. Ломакин К.С. Некрасов И.И. | Холмогоров А.И. Павлов Ю.П. |
4. Охапкин В.П. | Баландин С.И. Петухов П.Ф. Перунов Ф.Ф. | Холмогоров А.И. Пелевин Е.И. | Холмогоров А.И. Павлов Ю.П. Баландин С.И. | Ломакин К.С. |
5. Лазарев Ю.Н. | Холмогоров А.И. Пелевин Е.И. Колесов И.В. | Некрасов И.И. Мурашов В.В. Романов В.Е. | Колесов И.В. Пелевин Е.И. Некрасов И.И. | Балмасов Е.Т. Громов Г.И. |
6. Громов Г.И. | Павлов Ю.П. Лущин И.И. Мурашов В.В. | Пелевин Е.И. Перунов Ф.Ф. | Пелевин Е.И. Уфимцев А.И. Усольцев Н.К. | Романов В.Е. Лазарев Ю.Н. Ломакин К.С. |
7. Петухов П.Ф. | Охапкин В.П. Усольцев Н.К. Некрасов И.И. | Громов Г.И. Колесов И.В. Баландин С.И. Мурашов В.В. | Холмогоров А.И. Пелевин Е.И. Громов Г.И. | Павлов Ю.П. Баландин С.И. |
8. Перунов Ф.Ф. | Хохлов С.Т. Охапкин В.П. Усольцев Н.К. | Громов Г.И. | Некрасов И.И. Усольцев Н.К. Громов Г.И. | Павлов Ю.П. Мурашов В.В. |
9. Павлов Ю.П. | Перунов Ф.Ф. Громов Г.И. Мурашов В.В. | Холмогоров А.И. Лущин И.И. | Холмогоров А.И. Романов В.Е. Охапкин В.П. | Баландин С.И. Усольцев Н.К. Перунов Ф.Ф. |
10. Балмасов Е.Т. | Ломакин К.С. Зайцев Р.Ф. Некрасов И.И. | Лазарев Ю.Н. Зайцев Р.Ф. Перунов Ф.Ф. | Романов В.Е. Павлов Ю.П. Охапкин В.П. | |
11. Некрасов И.И. | Баландин С.И. Балмасов Е.Т. Лущин И.И. | Пелевин Е.И. Лазарев Ю.Н. Колесов И.В. | Петухов П.Ф. Баландин С.И. Мурашов В.В. | Усольцев Н.К. |
12. Мурашов В.В. | Уфимцев А.И. Павлов Ю.П. Громов Г.И. | Лазарев Ю.Н. Романов В.Е. Петухов П.Ф. | Ломакин К.С. Некрасов И.И. Усольцев Н.К. | Колесов И.В. Балмасов Е.Т. |
13. Зайцев Р.Ф. | Холмогоров А.И. Пелевин Е.И. Балмасов Е.Т. | Ломакин К.С. | Лущин И.И. Хохлов С.Т. Балмасов Е.Т. | |
14. Лущин И.И. | Перунов Ф.Ф. Громов Г.И. Мурашов В.В. | Пелевин Е.И. Усольцев Н.К. | Романов В.Е. Зайцев Р.Ф. Уфимцев А.И. | Некрасов И.И. |
15. Хохлов С.Т. | Холмогоров А.И. Уфимцев А.И. Мурашов В.В. | Пелевин Е.И. Охапкин В.П. | Холмогоров А.И. Павлов Ю.П. Зайцев Р.Ф. | Лущин И.И. |
16. Ломакин К.С. | Лазарев Ю.Н. Балмасов Е.Т. Павлов Ю.П. | Перунов Ф.Ф. | Баландин С.И. Мурашов В.В. Балмасов Е.Т. | Охапкин В.П. Колесов И.В. Усольцев Н.К. Громов Г.И. |
17. Уфимцев А.И. | Романов В.Е. Баландин С.И. Хохлов С.Т. | Некрасов И.И. Усольцев Н.К. Громов Г.И. | Перунов Ф.Ф. | |
18. Усольцев Н.К. | Петухов П.Ф. Перунов Ф.Ф. Громов Г.И. | Баландин С.И. Некрасов И.И. | Уфимцев А.И. Перунов Ф.Ф. Громов Г.И. | Павлов Ю.П. Ломакин К.С. |
19. Пелевин Е.И. | Холмогоров А.И. Лазарев Ю.Н. Колесов И.В. | Охапкин В.П. Громов Г.И. Лущин И.И. | Лазарев Ю.Н. Колесов И.В. Петухов П.Ф. | |
20. Колесов И.В. | Холмогоров А.И. Пелевин Е.И. Охапкин В.П. | Петухов П.Ф. | Лазарев Ю.Н. Петухов П.Ф. Пелевин Е.И | Охапкин В.П. Ломакин К.С. Мурашов В.В. |
Методика выполнения задания. Положительные результаты дает опыт формирования рабочих групп (звеньев) по принципу добровольности и взаимного выбора. При равных условиях труда и уровня технической оснащенности труда в таких звеньях на 22-31% выше, чем в создаваемых только по решению руководителей.
|
|
|
|
Для выявления звеньев в исследуемой группе по установленному критерию проводят социометрический опрос. При этом следует иметь в виду, что опрос можно проводить только в группах, члены которых знают друг друга и совместно работают не менее полугода. Для проведения опроса заготавливают специальные социометрические карточки, на которых записаны фамилии членов группы в алфавитном порядке (рис. 2).
Очень важно, чтобы исследование проводил посторонний для группы человек. Кроме того, необходимо правильно разместить членов исследуемой группы в помещении, где проводится опрос, таким образом, чтобы обеспечить самостоятельность и анонимность ответов.
Перед проведением опроса следует проинструктировать респондентов. Необходимо обратить внимание, что в социометрической карточке сверху справа указывается фамилия опрашиваемого. Свои ответы следует заносить в карточку, поставив крестик (Х) против каждой фамилии в соответствующей колонке. Себя оценивать не нужно.
После инструктажа раздают карточки опроса и просят работников заполнить их. В процессе выполнения этой работы необходимо исключить всякие разговоры и консультации между работниками.
На основании данных индивидуальных карточек социометрического опроса составляется первая социоматрица (рис.3). В ней положительный выбор обозначают «+», отрицательный – «-», взаимные выборы соответственно «Å» и
Рис. 2. - Образец социометрической карточки.
Для определения звеньев на материале первой заполняют вторую матрицу. Заготавливают сетку, как и для первой матрицы. Из первой матрицы выбирают любого исследуемого, имеющего взаимный положительный выбор. Его порядковый номер и фамилию заносят в первую строку матрицы 2. Этот же номер проставляют в первой клетке столбца. Затем из первой матрицы выбирают тех, кто находится во взаимном выборе с занесенным в первую строку. Их порядковые номера и фамилии записывают в следующие строки матрицы, а номера в соответствующие столбцы. Подобную процедуру повторяют для всех, находящихся во вза имном выборе с занесенным в первую строку. Выбор из первой матрицы продолжают, пока не замкнется круг лиц с взаимным выбором.
|
|
Рис.3. - Образец первой социоматрицы (фрагмент).
Следующий этап заполнения второй матрицы начинают с того, что из первой матрицы выбирают любого, имеющего взаимный положительный выбор, и не попавшего в первую группу. Работу по указанному алгоритму продолжают до полной исчерпанности взаимных положительных выборов у всех лиц, участвующих в опросе. Того, кто не имеет взаимных положительных выборов, записывают в конце матрицы. Затем из первой матрицы во вторую переносят все остальные положительные и отрицательные выборы и подводят итоги по строкам и столбцам, как и в первой матрице (рис. 4).
Порядок выполнения задания. Задание следует выполнять в следующей последовательности.
1. Изучить методику выполнения задания.
2. На основании приведенного задания в соответствии с представленной методикой определить звенья механизаторов в растениеводстве.
3. Подготовить проект приказа по коллективному сельскохозяйственному предприятию "Победа" о реорганизации организационной структуры в растениеводстве и создании звеньев механизаторов в определенном составе.
Рис.4. - Образец второй социоматрицы (фрагмент).