Финансирование здравоохранения

Лекция «Планирование и финансирование здравоохранения»

Планирование здравоохранения - это обоснование и разработка определенного соотношения потребностей населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с возможностями их удовлетворения.

Основные принципы планирования здравоохранения:

•Научно-техническая обоснованность планов.

•Выделение приоритетных проблем.

•Сочетание текущего и перспективного планирования.

•Сочетание отраслевого и территориального планирования.

•Экономическая эффективность планов.

Основными задачами планирования являются:

•Обеспечение населения гарантированными видами и объемами медицинской помощи.

•Оптимизация бюджетных расходов.

•Эффективное использование ресурсов.

Общая схема планирования может быть представлена в следующем виде:

1. Определение основных целей и функций медицинского, учреждения (стационарная или амбулаторная помощь; консультативная или лечебная; специализация и т.д.).

2. Определение видов и объемов медицинской помощи, оказание которых ведет к достижению поставленных целей (методы лечения, виды диагностики и т.д.).

3. Формирование структуры ЛПУ (состав подразделений, система управления и т.д.).

4. Определение потребности в финансовых, материальных и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения объемов лечения.

5. Расчет предполагаемых поступлений средств.

6. Корректировка плановых показателей.

7. Определение показателей, наиболее точно характеризующих степень достижения целей и которые необходимо стимулировать.

В настоящее время приняты Федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации», целью которых является обеспечение расширения доступности публичных услуг, оказываемых гражданам, проживающих на различных территориях, политического и экономического единства страны, эффективность и рациональное использование государственных и муниципальных финансовых и иных материальных ресурсов.

В условиях разграничения полномочий между органами власти необходимо обеспечить непрерывность и преемственность властных полномочий с наибольшей эффективностью функционирования отрасли на принципах программно-целевого планирования и финансирования здравоохранения, а именно:

-Обеспечение населения гарантированными видами и объемами медицинской помощи

-Оптимизация бюджетных расходов

-Переход к финансированию, ориентированному на конечные результаты

-Эффективное использование ресурсов

-Переход на систему планов-заданий и договоров с медицинскими учреждениями для обеспечения прозрачности финансовых расходов и соблюдения гарантий

-Изменение статуса медицинских учреждений.

Планирование здравоохранения должно способствовать приведению темпов и уровней развития здравоохранения в соответствие с целями укрепления здоровья населения.

В настоящее время планирование здравоохранения проводится на 3-х уровнях:

•федеральном;

•региональном (в субъекте РФ);

•муниципальном.

При планировании на федеральном уровне (Правительство РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ - Минздравсоцразвития РФ) решаются следующие задачи:

•разработка федерального законодательства в сфере охраны здоровья и медико-социального обеспечения населения и представление его проектов Федеральному Собранию РФ на рассмотрение и утверждение;

•реализация основных направлений социальной политики государства по предоставлению населению бесплатной, доступной и квалифицированной медико-социальной помощи;

•определение приоритетных проблем по улучшению общественного здоровья и развитию системы здравоохранения;

•обоснование стратегических направлений развития здравоохранения РФ;

•разработка и утверждение федеральных целевых программ по совершенствованию охраны здоровья населения и улучшению его медико-социального обеспечения;

•обеспечение стратегического планирования - формирование программы госгарантий;

•принятие отраслевой программы повышения структурной эффективности сети медицинских учреждений;

•развитие различных систем и форм здравоохранения;

•разработка и утверждение федеральных норм, нормативов, формирование минимальных социальных стандартов в сфере здравоохранения.

Планирование здравоохранения на уровне субъекта РФ (региональном уровне) решает следующие задачи:

•планирование объемов и видов медицинской помощи с учетом мощности, структуры учреждения, численности прикрепленного населения;

•использование нормативного метода в определении потребности в медицинской помощи (с учетом норм нагрузки на медицинский персонал);

•оказание медицинской помощи населению в соответствии с протоколами ведения больных и классификаторами услуг;

•формирование годовых заявок на реализацию программы госгарантий;

•распределение заданий по профилям отделений и уровням оказания медицинской помощи;

• развитие различных форм деятельности медицинских учреждений.

При планировании здравоохранения на уровне муниципального образования учитывается:

· планирование гарантированных объемов и видов медицинской помощи на основе подушевого принципа;

· использование нормативного метода;

· обеспечение сбалансированности видов и объемов медицинской помощи с объемами финансирования;

· обеспечение стратегического и текущего планирования - территориальной программы госгарантий и формирование муниципального заказа;

· принятие территориальной программы повышения структурной эффективности сети медицинских учреждений;

· развитие различных систем и форм здравоохранении.

При планировании работы ЛПУ решаются следующие задачи:

· планируются виды и объемы амбулаторно-поликлинической помощи;

· при наличии стационара планируются виды и объемы стационарной медицинской помощи;

· составляется финансовый план (смета) лечебного учреждения;

· планируется работа по повышению квалификации медицинского персонала, его сертификации и аттестации;

· планируется работа по внедрению новых медицинских технологий, повышению качества медицинской помощи населению

· планируются мероприятия по обеспечению необходимого санитарно-эпидемиологического состояния подразделений ЛПУ, профилактике внутрибольничных инфекций.

При планировании здравоохранения как отрасли социальной сферы необходимо учитывать следующие данные:

1. Половозрастную структуру населения, являющуюся одним из основных факторов, определяющих уровень заболеваемости населения.

2. Климато-географические особенности территории и уровень доступности мед-й помощи.

3. Уровень заболеваемости, определяемый, кроме половозрастного состава, экологическими, социально- экономическими и иными условиями.

4. Уровень и структуру обращаемости населения за медицинской помощью во все типы учреждений независимо от форм собственности и организационно-правовой структуры, в том числе госпитализации в стационары.

5. Структуру и мощность амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений, их развитие.

6. Существующие тенденции в совершенствовании организации медицинской помощи (реорганизация первичной медико-социальной помощи на принципах врача общей практики, развитие альтернативных форм стационарного медицинского обслуживания, реорганизация скорой и неотложной медицинской помощи).

7. Организационную структуру и совершенствование управления экстренной медицинской помощью в чрезвычайных ситуациях.

8. Дифференциацию коечного фонда по степени интенсивности лечения и медицинского ухода.

9. Внедрение современных технологий профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной работы.

10. Финансовые затраты на лечение больных в других ЛПУ по сравнению с затратами на лечение в данном ЛПУ.

С учетом решаемых целей и задач в здравоохранении в настоящее время могут использоваться следующие виды планирования:

· стратегическое планирование и его разновидность - программно-целевое планир-е;

· перспективное планирование;

· текущее планирование.

Стратегическое планирование, которое может включать долгосрочное, среднесрочное, годовое, оперативное и функциональное планирование характеризуется как система, охватывающая многообразие видов деятельности учреждений здравоохранения. Важной отличительной чертой стратегического планирования является гибкость, обусловленная широким диапазоном выбора плановых перспектив.

Практика стратегического планирования исходит не «от достигнутого», поскольку при этом могут сохраняться имеющиеся диспропорции и «узкие» места организации, а от «будущего», т.е. с ориентацией на то состояние, которое необходимо достигнуть за плановый период.

Принципы стратегического планирования:

· ситуационный анализ, включающий оценку состояния системы, характеристику внешней среды, изучение потребительского спроса;

· прогноз развития системы здравоохранения в зависимости от благоприятного и неблагоприятного стечения обстоятельств;

· определение направлений и целей развития;

· разработка конкретных мероприятий по срокам и исполнителям;

· ресурсное обеспечение достижения целей;

· контроль, оценка выполнения и оценка эффективности.

Одним из методов перспективного планирования при государственной системе здравоохранения является стратегическое планирование на основе программно-целевого метода.

Программно-целевой метод стратегического планирования имеет следующие преимущества в обеспечении:

- целевого распределения бюджетных средств;

- привлечения дополнительных источников для финансирования конкретных целей;

- комплексного решения проблем за счет создания условий для вертикального и горизонтального взаимодействия;

- мониторинга за процессом достижения целей, их своевременной корректировки и оценки эффективности;

- в использовании на всех уровнях управления.

Перспективное планирование предусматривает разработку планов и программ развития здравоохранения, как правило, на региональном и муниципальном уровнях на достаточно длительную перспективу (сроком до 3-5 лет).

Текущее планирование проводится в большинстве случаев на период до 1 -года и используется при разработке планов и программ региональной и муниципальной систем здравоохранения или отдельных медицинских учреждений.

При планировании здравоохранения используются следующие методы:

· аналитический метод, позволяющий оценить исходный и достигнутый уровни при составлении плана и анализе его выполнения;

· балансовый метод обеспечивающий, пропорции в разрабатываемых планах и позволяющий своевременно вскрыть намечающиеся диспропорции во время их реализации;

· в здравоохранении широко используется нормативный метод, применяемый для обеспечения пропорциональности развития отрасли;

· экономико-математический метод позволяет обосновать оптимальные варианты плана;

· метод линейного программирования дает возможность оптимального размещения объектов здравоохранения с учетом местных особенностей;

· бюджетный метод широко используется для изучения трудовых затрат медицинского персонала и бюджета времени населения для получения медицинской помощи;

· вышеперечисленные методы практически в полном объеме используются в экспериментальном методе, любое нововведение обязательно испытывается и оценивается в эксперименте.

При планировании здравоохранения, особенно на муниципальном и региональном уровнях, до настоящего времени не потерял своей актуальности так называемый нормативный метод планирования, основанный на использовании соответствующих норм и нормативов.

Под нормами понимаются научно обоснованные количественные показатели лечебно-профилактической помощи, а также регламентируемые показатели деятельности медицинских учреждений, нагрузки медперсонала.

К ним относятся:

· нормы обеспечения населения лечебно-профилактической помощью (количество больничных коек на 1 000 населения, число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений на 1 жителя);

· нормы нагрузки медицинского персонала, прежде всего врачей (в амбулаторно-поликлинических учреждениях - число больных на 1 час амбулаторного приема, функция врачебной должности; в стационарах - число больных на 1 врачебную должность);

· определение потребности в койках исходя из уровня госпитализации;

· норматив обеспеченности средствами малой механизации для всех учреждений здравоохранения и социальной защиты;

· норматив оснащенности оборудованием, инструментами, медицинскими изделиями, предметами ухода за больными по видам учреждений;

· норматив обеспеченности санитарным транспортом по видам учреждений;

· нормы потребности в медикаментах и перевязочных средствах и др.;

· нормативы — расчетные показатели:

•нормативы организации лечебно-профилактического обслуживания по участкам (численность населения на участке взрослых, детей);

•нормативы среднегодовой занятости койки в стационаре;

•штатные нормативы медицинского персонала в различных медицинских учреждениях и др.

Основными элементами планирования лечебно-проф-й помощи являются планирование:

а/ амбулаторно-поликлинической помощи,

б/ стационарной медицинской помощи,

в/ скорой медицинской помощи

г/ деятельности лечебно-диагностических служб.

Финансирование здравоохранения.

Финансовая система здравоохранения представляет собой совокупность форм и методов формирования, распределения и использования денежных средств в области здравоохранения.

В современных условиях многоукладности источников финансирования здравоохранения система финансирования должна обеспечить:

· целевое, рациональное использование и оптимизацию расходов средств бюджетов всех уровней;

· выравнивание условий в субъектах РФ; социальная солидарность и справедливость;

· формирование единых подходов к стандартизации и ценообразованию;

· финансово-экономический анализ деятельности учреждений здравоохранения на всех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном);

· переход к финансированию учреждений здравоохранения, ориентированному на конечный результат.

Финансирование здравоохранения в настоящее время осуществляется из нескольких источников, включающих:

-средства, поступающие из федерального, регионального и муниципального бюджетов, т.е. бюджетов всех уровней;

-средства системы обязательного медицинского страхования (ОМС), поступающие от всех предприятий, учреждений и организаций (ЕСН);

-внебюджетные средства:

•добровольное медицинское страхование (ДМС) - индивидуальное и групповое;

•средства, полученные медицинскими учреждениями в результате оказания платных услуг;

•благотворительные и спонсорские средства;

•кредиты банков;

•доходы от ценных бумаг;

•средства из других источников, не запрещенных законом.

Государство с помощью законов определяет источники финансирования здравоохранения в зависимости от реальных возможностей страны. На систему здравоохранения выделяется определенная часть валового внутреннего продукта (ВВП). В 90-е годы XX века показатель в РФ находился в пределах 2,8-3,1%. В экономически развитых стран удельный вес ВВП, идущего на здравоохранение, составляет не менее 10-12% ВВП.

В условиях крайне недостаточного финансирования здравоохранения в России в период перехода к рыночным отношениям большое значение имеет правильное планирование бюджета здравоохранения, его целенаправленность и исполнение.

Финансирование ЛПУ.

1. В экономической классификации расходы учреждения ЗО отражены в статьях:

2. За основу расчетов при определении общих объемов финансирования ЛПУ принимается расчет стоимости следующих услуг:

2.1.Стоимость посещения амбулаторно-поликлинического учреждения, в т.ч. посещение больного на дому.

2.2. Стоимость вызова скорой медицинской помощи.

2.3. Стоимость 1 у.е.т различных видов диагностических исследований.

2.4. Стоимость 1 у.е.т. в стоматологических поликлиниках.

2.5. Стоимость 1 койко-дня в круглосуточном и дневном стационарах.

3. При расчете стоимости услуг учитываются прямые и косвенные расходы ЛПУ.

3.1.К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказываемой услугой и потребляемые в процессе ее оказания:

- оплата труда основного персонала;

- начисления на оплату труда основного персонала;

- стоимость полностью потребляемых в процессе оказания медицинской услуги материальных ресурсов (медикаменты, питание и т.д.);

- стоимость частично потребляемых материальных ресурсов (износ мягкого инвентаря, амортизация медицинского оборудования, используемого при оказании медицинской услуги, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов).

3.2.К косвенным расходам относятся те виды затрат, которые необходимы для обеспечения деятельности ЛПУ, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания услуг:

- оплата труда общеучрежденческого персонала;

- начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала;

- коммунальные и хозяйственные расходы (затраты на материалы и предметы для текущих хозяйственных целей, на канцелярские товары, инвентарь и оплату услуг, включая затраты на текущий ремонт и т.д.);

- затраты на командировки и служебные разъезды;

- износ мягкого инвентаря во вспомогательных подразделениях;

- амортизация (износ) зданий, сооружений и др. основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием услуг;

- прочие затраты.

4.Расчет стоимости услуги (С) проводится по формуле:

С=Сп+Ск=Зт+Нз+М+ИО+П,

где Сп - прямые расходы: Ск - косвенные расходы; Зт - затраты на оплату труда; Нз - начисления на оплату труда; М - материальные затраты; ИО - износ оборудования; П - прочие расходы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: