Лекция «Планирование и финансирование здравоохранения»
Планирование здравоохранения - это обоснование и разработка определенного соотношения потребностей населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с возможностями их удовлетворения.
Основные принципы планирования здравоохранения:
•Научно-техническая обоснованность планов.
•Выделение приоритетных проблем.
•Сочетание текущего и перспективного планирования.
•Сочетание отраслевого и территориального планирования.
•Экономическая эффективность планов.
Основными задачами планирования являются:
•Обеспечение населения гарантированными видами и объемами медицинской помощи.
•Оптимизация бюджетных расходов.
•Эффективное использование ресурсов.
Общая схема планирования может быть представлена в следующем виде:
1. Определение основных целей и функций медицинского, учреждения (стационарная или амбулаторная помощь; консультативная или лечебная; специализация и т.д.).
|
|
2. Определение видов и объемов медицинской помощи, оказание которых ведет к достижению поставленных целей (методы лечения, виды диагностики и т.д.).
3. Формирование структуры ЛПУ (состав подразделений, система управления и т.д.).
4. Определение потребности в финансовых, материальных и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения объемов лечения.
5. Расчет предполагаемых поступлений средств.
6. Корректировка плановых показателей.
7. Определение показателей, наиболее точно характеризующих степень достижения целей и которые необходимо стимулировать.
В настоящее время приняты Федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации», целью которых является обеспечение расширения доступности публичных услуг, оказываемых гражданам, проживающих на различных территориях, политического и экономического единства страны, эффективность и рациональное использование государственных и муниципальных финансовых и иных материальных ресурсов.
В условиях разграничения полномочий между органами власти необходимо обеспечить непрерывность и преемственность властных полномочий с наибольшей эффективностью функционирования отрасли на принципах программно-целевого планирования и финансирования здравоохранения, а именно:
-Обеспечение населения гарантированными видами и объемами медицинской помощи
-Оптимизация бюджетных расходов
-Переход к финансированию, ориентированному на конечные результаты
|
|
-Эффективное использование ресурсов
-Переход на систему планов-заданий и договоров с медицинскими учреждениями для обеспечения прозрачности финансовых расходов и соблюдения гарантий
-Изменение статуса медицинских учреждений.
Планирование здравоохранения должно способствовать приведению темпов и уровней развития здравоохранения в соответствие с целями укрепления здоровья населения.
В настоящее время планирование здравоохранения проводится на 3-х уровнях:
•федеральном;
•региональном (в субъекте РФ);
•муниципальном.
При планировании на федеральном уровне (Правительство РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ - Минздравсоцразвития РФ) решаются следующие задачи:
•разработка федерального законодательства в сфере охраны здоровья и медико-социального обеспечения населения и представление его проектов Федеральному Собранию РФ на рассмотрение и утверждение;
•реализация основных направлений социальной политики государства по предоставлению населению бесплатной, доступной и квалифицированной медико-социальной помощи;
•определение приоритетных проблем по улучшению общественного здоровья и развитию системы здравоохранения;
•обоснование стратегических направлений развития здравоохранения РФ;
•разработка и утверждение федеральных целевых программ по совершенствованию охраны здоровья населения и улучшению его медико-социального обеспечения;
•обеспечение стратегического планирования - формирование программы госгарантий;
•принятие отраслевой программы повышения структурной эффективности сети медицинских учреждений;
•развитие различных систем и форм здравоохранения;
•разработка и утверждение федеральных норм, нормативов, формирование минимальных социальных стандартов в сфере здравоохранения.
Планирование здравоохранения на уровне субъекта РФ (региональном уровне) решает следующие задачи:
•планирование объемов и видов медицинской помощи с учетом мощности, структуры учреждения, численности прикрепленного населения;
•использование нормативного метода в определении потребности в медицинской помощи (с учетом норм нагрузки на медицинский персонал);
•оказание медицинской помощи населению в соответствии с протоколами ведения больных и классификаторами услуг;
•формирование годовых заявок на реализацию программы госгарантий;
•распределение заданий по профилям отделений и уровням оказания медицинской помощи;
• развитие различных форм деятельности медицинских учреждений.
При планировании здравоохранения на уровне муниципального образования учитывается:
· планирование гарантированных объемов и видов медицинской помощи на основе подушевого принципа;
· использование нормативного метода;
· обеспечение сбалансированности видов и объемов медицинской помощи с объемами финансирования;
· обеспечение стратегического и текущего планирования - территориальной программы госгарантий и формирование муниципального заказа;
· принятие территориальной программы повышения структурной эффективности сети медицинских учреждений;
· развитие различных систем и форм здравоохранении.
При планировании работы ЛПУ решаются следующие задачи:
· планируются виды и объемы амбулаторно-поликлинической помощи;
· при наличии стационара планируются виды и объемы стационарной медицинской помощи;
· составляется финансовый план (смета) лечебного учреждения;
· планируется работа по повышению квалификации медицинского персонала, его сертификации и аттестации;
· планируется работа по внедрению новых медицинских технологий, повышению качества медицинской помощи населению
|
|
· планируются мероприятия по обеспечению необходимого санитарно-эпидемиологического состояния подразделений ЛПУ, профилактике внутрибольничных инфекций.
При планировании здравоохранения как отрасли социальной сферы необходимо учитывать следующие данные:
1. Половозрастную структуру населения, являющуюся одним из основных факторов, определяющих уровень заболеваемости населения.
2. Климато-географические особенности территории и уровень доступности мед-й помощи.
3. Уровень заболеваемости, определяемый, кроме половозрастного состава, экологическими, социально- экономическими и иными условиями.
4. Уровень и структуру обращаемости населения за медицинской помощью во все типы учреждений независимо от форм собственности и организационно-правовой структуры, в том числе госпитализации в стационары.
5. Структуру и мощность амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений, их развитие.
6. Существующие тенденции в совершенствовании организации медицинской помощи (реорганизация первичной медико-социальной помощи на принципах врача общей практики, развитие альтернативных форм стационарного медицинского обслуживания, реорганизация скорой и неотложной медицинской помощи).
7. Организационную структуру и совершенствование управления экстренной медицинской помощью в чрезвычайных ситуациях.
8. Дифференциацию коечного фонда по степени интенсивности лечения и медицинского ухода.
9. Внедрение современных технологий профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной работы.
10. Финансовые затраты на лечение больных в других ЛПУ по сравнению с затратами на лечение в данном ЛПУ.
С учетом решаемых целей и задач в здравоохранении в настоящее время могут использоваться следующие виды планирования:
· стратегическое планирование и его разновидность - программно-целевое планир-е;
· перспективное планирование;
· текущее планирование.
Стратегическое планирование, которое может включать долгосрочное, среднесрочное, годовое, оперативное и функциональное планирование характеризуется как система, охватывающая многообразие видов деятельности учреждений здравоохранения. Важной отличительной чертой стратегического планирования является гибкость, обусловленная широким диапазоном выбора плановых перспектив.
|
|
Практика стратегического планирования исходит не «от достигнутого», поскольку при этом могут сохраняться имеющиеся диспропорции и «узкие» места организации, а от «будущего», т.е. с ориентацией на то состояние, которое необходимо достигнуть за плановый период.
Принципы стратегического планирования:
· ситуационный анализ, включающий оценку состояния системы, характеристику внешней среды, изучение потребительского спроса;
· прогноз развития системы здравоохранения в зависимости от благоприятного и неблагоприятного стечения обстоятельств;
· определение направлений и целей развития;
· разработка конкретных мероприятий по срокам и исполнителям;
· ресурсное обеспечение достижения целей;
· контроль, оценка выполнения и оценка эффективности.
Одним из методов перспективного планирования при государственной системе здравоохранения является стратегическое планирование на основе программно-целевого метода.
Программно-целевой метод стратегического планирования имеет следующие преимущества в обеспечении:
- целевого распределения бюджетных средств;
- привлечения дополнительных источников для финансирования конкретных целей;
- комплексного решения проблем за счет создания условий для вертикального и горизонтального взаимодействия;
- мониторинга за процессом достижения целей, их своевременной корректировки и оценки эффективности;
- в использовании на всех уровнях управления.
Перспективное планирование предусматривает разработку планов и программ развития здравоохранения, как правило, на региональном и муниципальном уровнях на достаточно длительную перспективу (сроком до 3-5 лет).
Текущее планирование проводится в большинстве случаев на период до 1 -года и используется при разработке планов и программ региональной и муниципальной систем здравоохранения или отдельных медицинских учреждений.
При планировании здравоохранения используются следующие методы:
· аналитический метод, позволяющий оценить исходный и достигнутый уровни при составлении плана и анализе его выполнения;
· балансовый метод обеспечивающий, пропорции в разрабатываемых планах и позволяющий своевременно вскрыть намечающиеся диспропорции во время их реализации;
· в здравоохранении широко используется нормативный метод, применяемый для обеспечения пропорциональности развития отрасли;
· экономико-математический метод позволяет обосновать оптимальные варианты плана;
· метод линейного программирования дает возможность оптимального размещения объектов здравоохранения с учетом местных особенностей;
· бюджетный метод широко используется для изучения трудовых затрат медицинского персонала и бюджета времени населения для получения медицинской помощи;
· вышеперечисленные методы практически в полном объеме используются в экспериментальном методе, любое нововведение обязательно испытывается и оценивается в эксперименте.
При планировании здравоохранения, особенно на муниципальном и региональном уровнях, до настоящего времени не потерял своей актуальности так называемый нормативный метод планирования, основанный на использовании соответствующих норм и нормативов.
Под нормами понимаются научно обоснованные количественные показатели лечебно-профилактической помощи, а также регламентируемые показатели деятельности медицинских учреждений, нагрузки медперсонала.
К ним относятся:
· нормы обеспечения населения лечебно-профилактической помощью (количество больничных коек на 1 000 населения, число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений на 1 жителя);
· нормы нагрузки медицинского персонала, прежде всего врачей (в амбулаторно-поликлинических учреждениях - число больных на 1 час амбулаторного приема, функция врачебной должности; в стационарах - число больных на 1 врачебную должность);
· определение потребности в койках исходя из уровня госпитализации;
· норматив обеспеченности средствами малой механизации для всех учреждений здравоохранения и социальной защиты;
· норматив оснащенности оборудованием, инструментами, медицинскими изделиями, предметами ухода за больными по видам учреждений;
· норматив обеспеченности санитарным транспортом по видам учреждений;
· нормы потребности в медикаментах и перевязочных средствах и др.;
· нормативы — расчетные показатели:
•нормативы организации лечебно-профилактического обслуживания по участкам (численность населения на участке взрослых, детей);
•нормативы среднегодовой занятости койки в стационаре;
•штатные нормативы медицинского персонала в различных медицинских учреждениях и др.
Основными элементами планирования лечебно-проф-й помощи являются планирование:
а/ амбулаторно-поликлинической помощи,
б/ стационарной медицинской помощи,
в/ скорой медицинской помощи
г/ деятельности лечебно-диагностических служб.
Финансирование здравоохранения.
Финансовая система здравоохранения представляет собой совокупность форм и методов формирования, распределения и использования денежных средств в области здравоохранения.
В современных условиях многоукладности источников финансирования здравоохранения система финансирования должна обеспечить:
· целевое, рациональное использование и оптимизацию расходов средств бюджетов всех уровней;
· выравнивание условий в субъектах РФ; социальная солидарность и справедливость;
· формирование единых подходов к стандартизации и ценообразованию;
· финансово-экономический анализ деятельности учреждений здравоохранения на всех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном);
· переход к финансированию учреждений здравоохранения, ориентированному на конечный результат.
Финансирование здравоохранения в настоящее время осуществляется из нескольких источников, включающих:
-средства, поступающие из федерального, регионального и муниципального бюджетов, т.е. бюджетов всех уровней;
-средства системы обязательного медицинского страхования (ОМС), поступающие от всех предприятий, учреждений и организаций (ЕСН);
-внебюджетные средства:
•добровольное медицинское страхование (ДМС) - индивидуальное и групповое;
•средства, полученные медицинскими учреждениями в результате оказания платных услуг;
•благотворительные и спонсорские средства;
•кредиты банков;
•доходы от ценных бумаг;
•средства из других источников, не запрещенных законом.
Государство с помощью законов определяет источники финансирования здравоохранения в зависимости от реальных возможностей страны. На систему здравоохранения выделяется определенная часть валового внутреннего продукта (ВВП). В 90-е годы XX века показатель в РФ находился в пределах 2,8-3,1%. В экономически развитых стран удельный вес ВВП, идущего на здравоохранение, составляет не менее 10-12% ВВП.
В условиях крайне недостаточного финансирования здравоохранения в России в период перехода к рыночным отношениям большое значение имеет правильное планирование бюджета здравоохранения, его целенаправленность и исполнение.
Финансирование ЛПУ.
1. В экономической классификации расходы учреждения ЗО отражены в статьях:
2. За основу расчетов при определении общих объемов финансирования ЛПУ принимается расчет стоимости следующих услуг:
2.1.Стоимость посещения амбулаторно-поликлинического учреждения, в т.ч. посещение больного на дому.
2.2. Стоимость вызова скорой медицинской помощи.
2.3. Стоимость 1 у.е.т различных видов диагностических исследований.
2.4. Стоимость 1 у.е.т. в стоматологических поликлиниках.
2.5. Стоимость 1 койко-дня в круглосуточном и дневном стационарах.
3. При расчете стоимости услуг учитываются прямые и косвенные расходы ЛПУ.
3.1.К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказываемой услугой и потребляемые в процессе ее оказания:
- оплата труда основного персонала;
- начисления на оплату труда основного персонала;
- стоимость полностью потребляемых в процессе оказания медицинской услуги материальных ресурсов (медикаменты, питание и т.д.);
- стоимость частично потребляемых материальных ресурсов (износ мягкого инвентаря, амортизация медицинского оборудования, используемого при оказании медицинской услуги, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов).
3.2.К косвенным расходам относятся те виды затрат, которые необходимы для обеспечения деятельности ЛПУ, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания услуг:
- оплата труда общеучрежденческого персонала;
- начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала;
- коммунальные и хозяйственные расходы (затраты на материалы и предметы для текущих хозяйственных целей, на канцелярские товары, инвентарь и оплату услуг, включая затраты на текущий ремонт и т.д.);
- затраты на командировки и служебные разъезды;
- износ мягкого инвентаря во вспомогательных подразделениях;
- амортизация (износ) зданий, сооружений и др. основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием услуг;
- прочие затраты.
4.Расчет стоимости услуги (С) проводится по формуле:
С=Сп+Ск=Зт+Нз+М+ИО+П,
где Сп - прямые расходы: Ск - косвенные расходы; Зт - затраты на оплату труда; Нз - начисления на оплату труда; М - материальные затраты; ИО - износ оборудования; П - прочие расходы.