Построить по длине бруса, согласно схеме нагружения (рис. 1.1), эпюры продольных сил N, нормальных напряжений и перемещений поперечных сечений. Сделать вывод о прочности бруса, сравнив значения нормальных напряжений в опасном сечении с допустимым, если материал бруса — сталь 3 ( МПа, МПа).
Рисунок 1.1
Дано: F1 =10 кН; F2 =12 кН; F3 =30 кН; S1 = 200 мм2; S2 = 300 мм2;
а = 0,3 м, b = 0,4 м.
Решение:
Имеем четыре участка нагружения (АВ, ВС, СD, DK), в пределах которых напряжения будут иметь постоянные значения.
Участок 1 (АВ). Рассечём, мысленно, стержень в местах, где необходимо определить значения внутренних усилий и внутренних напряжений. Одну из частей (левую) отбросим (рис. 1.2), а для оставшейся составим уравнение равновесия , заменив при этом действие отброшенной части на оставшуюся неизвестной внутренней силой N1.
,
Рисунок 1.2
Тогда, кН.
Значение напряжений на участке: МПа.
Абсолютная деформация участка (относительные перемещения концов участка): мм.
Участок 2 (ВС).
,
кН.
МПа.
мм.
Участок 3 (DС).
,
кН.
МПа.
мм.
Участок 4 (KD).
,
кН.
МПа.
мм.
Для построения эпюры перемещений поперечных сечений, определим расстояния, на которые переместятся концы участков нагружения относительно жестко заделанного левого конца стержня (точки К).
Перемещение точки D относительно точки К:
dDK=DlKD=0,07 мм.
Тогда, перемещение точки С относительно точки К составит:
dСK=dDK +DlKD=0,07+0,18=0,25 мм.
Аналогично определим перемещения остальных концов участков:
dВK=dСK +DlВС=0,25+0,22= 0,47 мм,
dАK=dВK +DlАВ=0,47+0,45= 0,92 мм.
Построив и проанализировав эпюры продольных сил N, нормальных напряжений и перемещений поперечных сечений (рис. 1.3), делаем вывод, что опасным участком вала является участок ВС с σmax= 150 МПа.
Т.к. σmax < [σ], то условие прочности выполняется.
Определим степень загруженности стержня:
.
Стержень нагружен на 62,5 %.
Рисунок 1.3