Особенности общей характеристики внимания. Память

Внимание!!!

Давая общую характеристику внимания, надо отметить сле­дующие его особенности.

1. Внимание нельзя отнести к самостоятельным познава­тельным процессам, так как оно не имеет собственного содержания. Внимание не отражает ни свойств предметов, ни связей и отношений между ними. Его содержанием является со­держание той психической деятельности, в которую оно включается, влияя на ее процесс и результат. Во внимании прояв­ляется активность личности по отношению к предмету деятель­ности, проявляется направленность человека, его интересы, желания.

2. При изучении физиологической основы внимания надо выделить условия, способствующие возникновению очага оптимального возбуждения. Возникновение такого доминантного очага вызывается не только особенностями предмета, но и от­ношением к нему человека — его потребностями, интересами, переживаниями. Необходимо подчеркнуть учащимся, что свой­ства внимания (его устойчивость, переключаемость и др.) обу­словлены не только взаимной индукцией нервных процессов, но и индивидуальными свойствами высшей нервной деятельности: силой и подвижностью нервных процессов.

3. Важно уточнить признаки, отличающие произвольное внимание от непроизвольного. В этих признаках проявляется различная степень активности личности по отношению к объек­ту внимания. Произвольное внимание как целенаправленная деятельность, требующая волевых усилий, есть проявление выс­шей степени активности человека. Но и непроизвольное внимание не всегда бывает пассивным. Если его направленность вызывается не только внешними свойствами самого объекта — яркостью, необычностью, но и познавательным отношением человека к нему, его потребностями, интересами, то в непроизвольном внимании также проявляется активность личности.

В процессе деятельности характер внимания постоянно меняется. Произвольное внимание может перейти в непроизволь­ное, послепроизвольное, и обратно. Переход от одного вида вни­мания к другому обусловлен как особенностями деятельности человека, так и его общим психическим состоянием.

4. Рассматривая вопрос о свойствах в нимания, следует под­робно остановиться на характеристике каждого свойства. Нуж­но показать учащимся, что объем внимания зависит от того, насколько знакомы объекты внимания, от их группировки, от связи между ними, от их расположения в пространстве.

Говоря о таком важном свойстве внимания, как его рас­пределение между несколькими видами деятельности, сле­дует отметить, что оно возможно при условии свободного вла­дения одним из видов работы. Это особенно важно знать учителю, так как способность распределять внимание — необходимое условие его деятельности, и поэтому учащимся педагогического училища необходимо выработать в себе это свойство внимания. Оно, как и другие, развивается в процессе деятельности.

Характеризуя способность переключать внимание, нужно подчеркнуть его отличие от отвлечения как непроизвольного перехода внимания с одного объекта на дру­гой. Говоря о подвижности нервных процессов как физиологи­ческой основе переключения внимания, необходимо показать учащимся, что путем упражнения можно добиться даже у чело­века с чертами инертного типа высшей нервной деятельности более легкого переключения внимания.

Очень важным свойством внимания является его устойчи­вость. Учащимся педучилища как будущим учителям нужно хорошо знать условия, способствующие сохранению устойчи­вости внимания, так как степень этой устойчивости в значи­тельной мере определяет успешность учебной деятельности школьников. Важно подчеркнуть, что основным условием со­хранения устойчивости внимания является активность человека по отношению к объекту внимания.

Необходимо отметить также, что, хотя в основе свойств внимания лежат особенности высшей нервной деятельности, у че­ловека можно сформировать различные свойства внимания в зависимости от условий деятельности и требований, предъяв­ленных к его вниманию. Надо упражнять внимание, тогда, раз­виваясь и закрепляясь свойства внимания становятся свойствами личности.

5. Состояние внимания часто может характеризовать общее психическое состояние человека. Говорят о внимательности или невнимательности, о состоянии рассеянности или сосредоточен­ности человека. В том или другом состоянии может находиться каждый человек под влиянием различных причин: утомления, повышенной возбудимости, эмоционального подъема, интереса к чему-либо. Эти состояния не представляют постоянных, ус­тойчивых качеств данного человека: они возникают и проходят. В процессе развития личности могут сформироваться постоян­ные, устойчивые свойства внимания, которые становятся харак­терными качествами личности. Например, могут быть люди внимательные или невнимательные к своей работе, к окружаю­щим, рассеянные, легко отвлекающиеся и, наоборот, обладаю­щие исключительной концентрацией внимания. Внимательность как черта личности формируется в процессе деятельности так же, как и другие свойства личности.

6. Рассматривая вопрос о развитии и воспитании внимания у школьников, следует отметить, что, с одной стороны, нужно разъяснять детям значение внимания в любой деятельности, с другой стороны, воспитание внимания требует выработки у ре­бенка привычки быть внимательным на занятиях и в жизни, к окружающим его явлениям. Как всякая привычка, привычка быть внимательным формируется путем систематических упражнений, в умении сосредоточиться на выполняемой деятельности. Нужно помнить, что развитие внимания тесно связано с формированием всех сторон личности — ее ин­тересов, направленности, с развитием воли, моральных чувств, _ мышления.

Задание для самостоятельной работы.

Целесообразно и педагогически оправданно дать студентам задание по наблюдению за особенностями своего собственного внимания. Анализируя проявления внимания в различных видах своей деятельности, учащиеся лучше выяснят и легче усвоят признаки различных видов и свойств внимания и поймут значение внимания для успешного выполнения любой деятельности. Данные самонаблюдения необходимо обязательно проанализировать, чтобы еще раз подчеркнуть важность воспитания в себе свойств внимания.

Вопросы – задачи.

1. Какое значение имеет внимание в познавательной деятельности человека?

2. Почему световые рекламы устроены так, что свет в них то загорается, то гаснет?

3. Какие условия обеспечивают устойчивость внимания?

4. Какое значение имеет предварительная команда в спортивных упражнениях?

5. Как связаны между собой развитие внимания и формирование таких моральных качеств личности, как чуткость, отзывчивость?

ПАМЯТЬ

Изучая тему «Память» следует рассматривать две стороны этого процесса:

· содержание памяти;

· процессы памяти.

Важно раскрыть перед учащимися значение памяти в познавательной и в любой другой деятельности человека и в его отношении с людьми. Познание мира было бы невозможно, если бы люди не обладали способностью запечатлевать и сохранять продолжительное время в памяти то, что они узнали о действительности в процессе восприятия и мышления. Не менее важную роль играет память и в процессе формирования личности. Многие свойства личности закрепляются в процессе управления, становятся постоянными благодаря памяти.

Исследования памяти показали, что в запечатлении и сохранении учувствует не только кора мозга, но и подкорковые области. Исследования выяснили и выясняют роль различных участков мозга в запоминании и сохранении содержания памяти. Установлено, например, что поражение теменно-затылочной области мозга ведет к изменению зрительных образов, височной – к утрате рече-двигательных представлений и т.п. Многие исследователи пришли к выводу, что человек обладает двумя видами памяти: кратковременной и долговременной. По-видимому, в основе той и другой лежат различные соединения нервных клеток – нервные сети.

В 50 - 60-х годах ХХ века ученые выдвинули гипотезу о химических процессах, происходящих в нервных клетках мозга, как о материальной основе памяти.

В механизмах запоминания и сохранения участвуют биохимические процессы, проходящие в нейронах. Исследования биохимиков свидетельствуют, что в процессе возбуждения нервной системы в клетках мозга накапливается рибонуклеиновая кислота (РНК), участвующая в синтезе белка. Этот вывод подтверждается экспериментами, проводимыми на животных. Опыты показали, что введение молекул мозга обученных животных необученным ускоряло у последних процесс обучения. Все эти исследования помогают понять природу памяти, объяснить механизмы процессов памяти, запоминание, сохранение и воспроизведение явлений.

При рассмотрении процессов памяти важно обратить внимание учащихся на такие положения:

1. Понять, закономерности памяти можно только на основе знания физиологических механизмов, т.е. нервных процессов, которые протекают в больших полушариях мозга при запоминании, сохранении и последующем воспроизведении воспринятого. Нужно подробно рассмотреть условия образования и закрепления в коре мозга нервных связей, лежащих в основе различных видов ассоциаций.

2. Анализируя процесс запоминания, следует обстоятельнее рассмотреть его организацию и условия, способствующие лучшему запечатлению.

Одно из основных условий запоминания — образование связей между объектами восприятия. Эти связи могут образоваться по 1) внешним признакам (например, последовательность букв в алфавите) и 2) по существенным внутренним, таким, например, как причина и следствие. Надо установить, что при запоминании наиболее важен второй вид связей обеспечивающих осмысленное запоминание.

Очень важна установка на запоминании — цель, которую ставит человек перед собой. Целенаправленное, преднамеренное запоминание есть необходимое условие любой деятельности.

На запоминание влияют особенности и состояния личности запоминающего: его отношения к запоминаемому материалу (интерес, познавательная потребность, активность в процессе запоминания, осознание значимости запоминаемого для своей деятельности).

Будущим учителям необходимо знать, что младший школь­ник не умеет еще пользоваться другими способами запоминания, кроме многократного повторения. Учитель начальной шко­лы учит детей рационально запоминать: осмысливать запоми­наемое, т. е. устанавливать смысловые связи между частями, элементами целого, выделять главное, устанавливать последо­вательность событий, мыслей (составлять план при заучивании большого по объему материала), а для самоконтроля воспро­изводить в, процессе запоминания.

3. Важно обратить внимание учащихся на запоминание с другими сторонами психики: восприятием, воображением, мышлением, волей (преднамеренное запоминание), чувствами (легкость запечатления материала, вызывающего пе­реживания), интересами и потребностями личности.

4. Процесс сохранения надо рассматривать как активную переработку, заключающуюся в анализе, обобщении, систематизации того, что запомнил человек. Следует обратить внимание учащихся на зависимость сохранения от характера запо­минания. Раскрывая сущность процесса сохранения, препода­ватель должен показать учащимся причины забывания, оста­новиться на явлении ретроактивного торможения. При ретроактивном торможении последующая деятельность вызы­вает иногда торможение только что образовавшихся временных связей. Это происходит при запоминании сходного материала или тогда, когда последующая, очень трудная деятельность требует от человека большого напряжения. Чтобы избежать отрицательного влияния последующей учебной работы на удер­жание в памяти предшествующего материала, нужно исполь­зовать сравнение, выяснить различие в запоминаемом мате­риале.

Важно обратить внимание учащихся на самое основное усло­вие борьбы с забыванием — применение полученных знаний на практике.

5. Воспроизведение нужно рассматривать как результат запоминания и сохранения. Полнота и точность воспроизведе­ния в основном зависят от организации восприятия, запоми­нания и повторения материала в разных его вариантах.

Нужно обратить внимание учащихся на то, что могут быть выделены три ступени воспроизведения, свидетельствующие о разной полноте и глубине усвоения материала: узнавание, воспоминание и припоминание. Узнавание — это воспроизведение при повторном восприятии (например, увидя знакомую иллю­страцию в книге, человек вспоминает, что читал ее раньше).

Воспоминание и припоминание происходят без повторного восприятия того, что ранее запомнил человек. Эти процессы отличаются друг от друга степенью произвольности. Особенно надо обратить внимание учащихся на припоминание как процесс преднамеренного воспроизведения, связанный с напряжением памяти и умением пользоваться различными средствами, облегчающими воспроизведение. Припоминая, человек, так же как и при запоминании, устанавливает связи, внешние или внутренние, смысловые (например, ищет связь между событиями) и использует связи, образованные им при за­поминании (например, старается вспомнить место и время, ко­гда он запомнил данный материал, страницу и шрифт в книге).

Из всего того, что учащиеся узнали о процессах памяти можно сделать вывод, что память человека — не пассивное запечатление, хранение и воспроизведение того, что воздействует на него. В процессах памяти проявляется внутренняя актив­ность личности, оказывающаяся в избирательном характере за­поминания и сохранения, в переработке того, что запоминает, сохраняет и воспроизводит человек.

Рассмотрев процессы памяти, надо перейти к анализу ее содержания.

1. содержанием памяти каждого человека являются образы-представления ранее воспринятых предметов, совершенных движений, пережитых человеком чувства, передуманные и воспринятые мысли и слова.

При этом следует подчеркнуть связь психического процесса «память» с психическими процессами «Представление» и «Восприятие», что является наглядной иллюстрацией внутрипредметных связей предмета «Общая психология».

2. Рассматривая вопрос о различных видах памяти, важно отметить особенности эмоциональной памяти в отличие от других ее видов. Чувства человека неотделимы от событий или поступков, вызвавших их, и при воспоминании о пережитом человек повторно испытывает те же чувства, иногда более интенсивно, чем прежде. Эта особенность эмоциональной памяти имеет существенное значение в воспитательной работе.

Повторное переживание чувства стыда или гордости при воспоминании о своем поведении поможет удержаться от какого-либо действия или, наоборот, может стать стимулом к совершению положительного поступка.

3. Важно также отметить, что характер и направленность интересов человека определяют в значительной мере и содержание его памяти. Каждый человек запоминает и сохраняет в основном то, что связано с целью и содержанием его деятельности и с его интересами.

4. Следует обратить внимание учащихся на то, что в процессе деятельности формируются индивидуальные особенности памяти людей: у одних преобладает 1) образный вид памяти, у других 2) двигательный или 3) словесно-смысловой. К индивидуальным особенностям относятся и такие качества памяти как 1) быстрота запоминания, 2) длительность сохранение, 3) прочность сохранения, 4) точность воспроизведения.

В деятельности развиваются и типичные для каждого человека способы запоминания: зрительный, слуховой, моторный или смешанный.

Нужно подчеркнуть, что развитие памяти связано с развитием восприятия, мышления и речи, воли, чувств, с формированием познавательных потребностей, интересов ребенка и индивидуальных свойств его личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: