Методические рекомендации по организации самостоятельной работы. Цель опыта: выяснить уровень обобщающей мыслитель­ной деятельности младших школьников

Опыт 1.

Цель опыта: выяснить уровень обобщающей мыслитель­ной деятельности младших школьников.

Методика проведения опыта. Дать учащимся I клас­са несколько картинок или предметов. Попросить выбрать сре­ди них и положить вместе похожие друг на друга картинки. За­тем нужно спросить каждого школьника: «Почему положил вместе эти картинки? Чем они похожи? Чем не похожи? Как можно назвать их одним словом?» Следует записать ответы школьников, проанализировать их, т. е. установить, какие мыс­лительные операции потребовались ребенку для выполнения задания: по каким признакам сравнивались между собой пред­меты, какие мыслительные действия потребовались для объе­динения их в группы. Таким путем можно выяснить уровень об­общения у учащихся.

Опыт II.

Цель опыта: выяснить, знает ли ребенок общие существенные признаки понятий (мебель,транспорт и др.) и умеет ли найти эти признаки в отдельных предметах, т. е. владеет ли он этими понятиями и умеет ли конкретизировать их.

Методика проведения опыта. Дать школьникам I класса несколько различных картинок, предложить подобрать соответствующие картинки к слезам (например: мебель, тран­спорт, игрушки, насекомые и др.) Анализируя, как решают уча­щиеся эту задачу, можно выяснить, почему ученик справился или почему не мог справиться с задачей.

Опыт III.

Цель опыта: выяснить, как изменяется содержание поня­тий у школьников в процессе обучения.

Методика проведения опыта. Попросить школьни­ков I—IV классов ответить на вопрос «Что это такое?», т. е. дать определение понятий: лес, канал, колхоз, коллектив, Ро­дина, друг. Учащиеся педучилища, проводящие опыт, должны, сравнив между собой ответы школьников разных классов, объя­снить различия в ответах. Можно поставить перед студентами такие, например, вопросы: «Какие признаки понятий в своих определениях выделяют школьники I—IV.классов? В чем от­личие содержания понятий у детей разных классов? От чего зависит изменение содержания одного и того же понятия у де­тей разного возраста?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: