Занятия по изобразительной деятельности с детьми, страдающими синдромом РДА, являются как уроками в буквальном смысле слова (то есть ребенку дается определенный набор навыков рисования), так и - в первую очередь арт-терапевтическими занятиями.
Наряду с обучением ребенка технике рисования в ходе занятий решается целый ряд психологических задач: развитие потребности ребенка в общении, обогащение форм контакта, включая развитие навыков совместной деятельности, развитие стереотипов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, придание этим стереотипам большей гибкости, социальной адекватности за счет постепенного насыщения их в эмоциональным опытом, развития воображения и способности к децентрации.
В настоящей работе рассматриваются методические приемы, которые оказались эффективными в педагогической работе по изобразительной деятельности с детьми дошкольного и младшего варианты детского аутизма (сохранно понимание речи, нет глубокой задержки интеллектуального развития).
Усилия педагога сосредоточиваются в следующих областях:
1) установление контакта с ребенком, не имеющим первоначальной мотивации к рисованию, преодоление периодически усиливающихся сопротивления и негативизма, развитие интереса ребенка к изобразительной деятельности;
2) развитие навыков рисования:
- овладение основными графическими схемами;
- расширение репертуара техник рисования;
3) использование рисования как средства для развития символического (образного, эмоционально насыщенного) мышления;
4)использование рисования как способа выражения и переработки эмоционального опыта ребенка с опорой на сформированные ранее стереотипы.
Аутичным детям свойственна тенденция к выхолащиванию и формализации. В случае изобразительной деятельности что проявляется в упрощении образа-символа, представляющего единицу изобразительного языка ребенка. Следует подчеркнуть, что необходимым этапом, подготавливающим свободное самовыражение ребенка является, с одной стороны, работа по созданию и поддержанию цельного, как можно более реалистичного образа-символа, и, с другой стороны, развитие стереотипов изобразительной деятельности. В дальнейшем эта работа должна вестись параллельно с развитием элементов творческой активности ребенка, предполагающей свободную комбинацию ранее освоенных образов.