Способы установления контакта на первых занятиях

В течение нескольких первых занятий педагог решает две главные задачи:

во-первых, он оценивает репертуар изобразительной деятельности ребенка, его способности к аффективному заражению и подражанию педагогу, что лежит в основе любого вида обучения;

во-вторых, он пытается установить максимально доверительные отношения с ребенком; при этом очень важно соблюдать постоянство времени и пространства, то есть занятия должны проводиться в одном и том же рабочем месте.

Желательно также избежать присутствия других людей на начальной стадии отработки стереотипа занятия. Сначала директивность является вынужденной формой структурирования занятия, так как поведение ребенка может быть полевым, негативистичным. Продолжительность занятий, время их начала и окончания должны быть оговорены на первых занятиях с ребенком. В дальнейшем ребенку предоставляется право забирать свои работы или оставлять их у педагога, что также входит в "поведенческий договор".

Ребенок должен знать, что остающиеся у педагога рисунки хранятся в папке, предназначенной только для его работ. Все это способствует формированию у ребенка чувства "безопасного пространства". На первых занятиях не надо спешить добиваться каких-то конкретных результатов в собственно рисовании, главная цель первых занятий -почувствовать индивидуальные предпочтения ученика и выбрать те из них, которые можно использовать на занятиях. Необходимо определить диапазон и характер предпочитаемых ребенком образных, сенсорных стимуляций (любимые цвета и запахи, текстуры поверхности, высоту и тембр голоса взрослого, которые он может воспринимать без напряжения, определить размер личного пространства ребенка).

На ранней стадии занятий для большей вовлеченности и выработки чувства безопасности следует использовать любимый визуальный материал ребенка: диафильм, книга с картинками, любимый герой мультфильмов. Это даст определенный запас прочности отношениям педагога и ученика, педагог будет восприниматься ребенком как часть знакомого и безопасною окружения, что позволит впоследствии безболезненно вводить новые задания. Это очень важно, так как у аутичиого ребенка часто формируется симбиотическая привязанность к матери, и при любой возникающей трудности, опасности, особенно в ситуации столкновения с неизвестным, он пытается вернуться к матери и найти у нее защиту.

Для определения исходного уровня развития графических навыков ребенка эффективна игра в "закорючки", впервые описанная доктором Winnicott, предполагающая быструю спонтанную штриховку "каляку-маляку", в которой педагог предлагает ребенку угадать какой-либо образ. В свою очередь, ребенок рисует закорючку, предлагая учителю увидеть в своей штриховке какой-либо образ и дорисовать недостающие детали. Для игры используется стопка листов, так как для каждой закорючки следует отвести новый лист. Игра хороша своей непосредственностью, временным стиранием грани учитель-ученик (т.к. ребенок тоже задает педагогу задание), способствует привыканию к опыту совместной деятельности, обсуждению, диалогу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: