В маркетинговом исследовании широко применяются различного рода расчеты, используются статистические формулы, позволяющие измерить пропорции и тенденции развития, сопоставить объемы и уровни, выявить количественные закономерности и взаимосвязи. В то же время существует потребность в использовании качественных характеристик, ориентировочных оценок и констатации фактов.
Известны две школы маркетингового исследования (два генеральных направления): с одной стороны, сторонников формализации исследования и его результатов, т.е. использования количественных оценок, применения статистических и эконометрических моделей и т.д., и, с другой — сторонников неформального анализа, качественных оценок, графических моделей. У каждого из этих направлений свои достоинства и свои недостатки. Так, формализация дает точные и достоверные оценки, обеспечивает учет множества факторов, позволяет прогнозировать развитие на перспективу и т.д., но зато предполагает достаточно трудоемкий исследовательский процесс, требующий определенных знаний, использования компьютерной технологии и специальных прикладных программ, нуждается в сборе статистической информации.
Использование формализованных методов требует четкой формулировки показателей, запрещения двойного толкования при интерпретации результатов. Формализация анализа должна обеспечить возможность многократного воспроизведения показателей, которые должны давать один и тот же результат.
Как правило, маркетинговые исследования обходятся недешево. Ф.Котлер, например, утверждает, что бюджет маркетингового исследования составляет 1-2 % объема продаж фирмы. И те, кто экономит на маркетинговых исследованиях, неизбежно несет убытки.
Как правило, крупные фирмы вкладывают в маркетинговые исследования больше средств, нежели мелкие. Фирмы, объем реализации которых равен или больше 25 млн долларов, тратят на маркетинговые исследования 3,5 % общего бюджета, выделенного на маркетинг, а небольшие фирмы соответственно 1,5 %.
Выделены следующие объекты маркетинговых исследований: внешняя предпринимательская среда, рынок, потребитель и конкуренты, которые при необходимости конкретизируются более детально.
Можно выделить основные направления (задачи) маркетинговых исследований:
1. сбор, обработка, сводка и хранение информации;
2. анализ влияния глобальных сил и факторов макросреды маркетинга на деятельность фирмы и ее результаты;
3. оценка и анализ конъюнктуры рынка, расчет емкости рынка, характеристика и прогнозирование спроса, анализ его эластичности;
4. оценка собственных возможностей фирмы, ее потенциала и конкурентоспособности;
5. оценка возможностей и поведения конкурента;
6. анализ воздействия макросреды маркетинга;
7. анализ рынка сбыта, оценка доли, занимаемой фирмой, территориальный анализ рынка сбыта;
8. сертификация и тестирование качества товара и его конкурентоспособности, изучение реакции потребителей на новый или модифицированный товар;
9. изучение товарной номенклатуры и ассортимента, сдвигов в их структуре;
10. информационно-аналитическое обоснование сегментации рынка (группировка и структуризация потребителей);
11. информационно-аналитическое обеспечение разработки товара и регулирование его жизненного цикла;
12. информационно-аналитическое обеспечение разработки стратегии маркетинга;
13. информационно-аналитическое обеспечение стратегического и оперативного маркетингового планирования;
14. информационно-аналитическое обеспечение контроллинга;
15. информационно-аналитическое обеспечение ценообразования и регулирования цен;
16. учет и анализ товарооборота, товарных запасов, издержек обращения и прибыли в целом и по этапам ЖЦТ;
17. характеристика эффективности маркетинга и маркетингового исследования, оценка вклада фирмы в решение экологических проблем.
В табл. 1.1 приводятся данные, характеризующие частоту реализации отдельных направлений маркетинговых исследований, осуществленных американскими фирмами в 1991 г.
Таблица 1.1
Направления маркетинговых исследований (деятельность 599 компаний)
| Тип исследований | % выполнения |
| Исследования рекламы | |
| 1. Мотивационные исследования | |
| 2. Исследования рекламы до ее массового тиражирования | |
| 3. Исследования коммуникационных каналов | |
| 4. Изучение эффективности рекламы | |
| 5. Изучение рекламы конкурентов | |
| Исследования экономики бизнеса | |
| 1. Краткосрочное (до одного года) прогнозирование | |
| 2. Долгосрочное (свыше одного года) прогнозирование | |
| 3. Изучение направлений изменений бизнеса | |
| 4. Изучение цен | |
| 5. Изучение размещения заводов и складов | |
| 6. Изучение приобретений | |
| 7. Экспорт и международный бизнес | |
| 8. Информационная система управления | |
| 9. Исследование текущей деятельности | |
| 10. Исследование деятельности сотрудников компании | |
| Исследования корпоративной ответственности | |
| 1. Изучение права потребителей иметь необходимую информацию | |
| 2. Изучение экологических воздействий | |
| 3. Изучение правовых ограничений на рекламу и продвижение продукта | |
| 4. Изучение социальных ценностей и политические исследования | |
| Исследование продукта | |
| 1. Реакция на новый продукт и его потенциальные возможности | |
| 2. Изучение конкурентоспособности продукта | |
| 3. Тестирование существующих продуктов | |
| 4. Исследование упаковки: дизайн и физические характеристики | |
| Исследования сбыта и рынка | |
| 1. Измерение рыночного потенциала | |
| 2. Анализ рыночной доли | |
| 3. Определение характеристик рынка | |
| 4. Анализ сбыта | |
| 5. Установление квот сбыта | |
| 6. Изучение каналов товародвижения | |
| 7. Аудиторский контроль за тестированием рынков и складского хозяйства | |
| 8. Создание потребительских панелей | |
| 9. Изучение стимулирования сбыта | |
| 10. Продвижение продукта: премиальные, купонные продажи, предоставление образцов и т.д. |
В табл. 1.2 приводятся результаты других исследований относительно частоты проведения отдельных маркетинговых исследований фирмами США в 1995 г. Здесь следует отметить, что, во-первых, не существует единой классификации направлений маркетинговых исследований, в результате чего в данных различных исследователей используются разные их классификации. Во-вторых, вследствие использования разных выборок обследуемых фирм получаются разные данные относительно частоты использования одних и тех же направлений маркетинговых исследований. В-третьих, актуальность отдельных направлений маркетинговых исследований может меняться по времени.
Таблица 1.2
Частота проведения отдельных маркетинговых исследований
| № п/п | Направления маркетинговых исследований | Частота реализации, % |
| Рыночные тенденции | ||
| Рыночная доля | ||
| Удовлетворение потребителей | ||
| Сегментация | ||
| Рыночный потенциал | ||
| Испытание концепций нового продукта | ||
| Отношение к марке | ||
| Конкурентные цены | ||
| Средства массовой информации | ||
| Общественный имидж | ||
| Тестирование продукта | ||
| Тестирование рынка | ||
| Деятельность сбытовиков | ||
| Международные исследования |
Как можно видеть, понятие «маркетинговые исследования» гораздо шире понятия «исследование рынка», хотя последнее во многом определяет ключевые аспекты маркетинговой деятельности в целом. Ведь необходимость при организации маркетинговой деятельности идти от требований рынка, потребителей, а не от уже выпускаемой продукции, определяет логику проведения маркетинговых исследований.
Исследование рынка предполагает выяснение его состояния и тенденций развития, что может помочь выявить недостатки сегодняшнего положения на рынке и подсказать возможности и пути его улучшения.
Результаты исследования могут предопределить изменение целей деятельности компании.






