«Я» (self), «эго», связанное с разными проекциями личности и идентичностью человека (identity), представляет собой сложное, многоуровневое явление и предстает в разных формах. Феноменологическое «Я» описывает внутренний поток сознания человека в социальной ситуации. Интерактивное «Я» относится к той части образа себя, которая представлена во взаимодействии с другим человеком в конкретной последовательности социальных актов (например, покупатель).
«Я» может рассматриваться также как лингвистический, эмоциональный и символический процесс. Языковое «Я» наполняет «пустые» дейктические элементы (личные местоимения, грамматические показатели лица, места, вре-
мени) значениями, носящими биографический, эмоциональный, истинно личный характер. Материальное «Я», или образ себя как материального объекта, включает все то, что данный субъект называет «своим» в какой-либо момент времени [Denzin 1989b: 32], эта форма «Я» опредмечивается и может фетишизироваться в экономических отношениях. Идеологическое «Я» предстает в самом широком культурно-историческом значении, определяя разные роли индивида в конкретной социальной группе или ситуации (муж, либерал, босс). Идеология соотносит «воображаемые отношения индивидов с реальными отношениями, в которых они живут и которые регулируют их бытие....Идеология из отдельных конкретных людей делает субъектов» [Althusser 1971: 165, 171]. «Я» как влечение соответствует тому аспекту самовыражения «эго», который требует сексуальности, телесного присутствия Другого [Denzin 1989b: 32].
|
|
Все эти формы «Я» проигрываются в социальной интеракции и становятся частью биографии человека. Кроме этого, необходимо также учитывать специфику индивида как нейрофизиологического или биологического организма. Как это продемонстрировал в своем исследовании Аллан Шор [Schore 1994], индивидуальные характеристики нервной системы человека и особенности его физиологических процессов играют важную роль в формировании и развитии «Я» [см.: Carbaugh 1996: 4].